Зарегистрироваться

Туристская услуга

Категории Рекреация и туризм | Под редакцией сообщества: Экономика

Туристская услуга – это деятельность (или процесс) неосязаемого характера, которую одна сторона-поставщик может предложить другой стороне-потребителю, либо предоставляет по его заказу с целью получения определенной выгоды, при этом туристская деятельность не разделяет производство, реализацию, потребление услуг ни во времени, ни в пространстве. 

 

Природа туристских услуг

Природа услуг, входящих в туристский продукт, весьма специфична и неоднородна. Туристские услуги, как и любые другие типичные услуги, нематериальны, неосязаемы. Неосязаемость туристских услуг весьма важное свойство, своеобразно проявляющееся в результатах сервисной деятельности. Полезный эффект туристского сервиса может быть охарактеризован субъективным восприятием его потребителей. Неосязаемость этого эффекта и его неотделимость от процесса производства осложняют не только его потребление, которое происходит непосредственно на месте нахождения туристско-рекреационных ресурсов. Неосязаемость создает такие условия, когда неопределенность полезного эффекта туристских услуг сопряжена с особым риском потребительского выбора. Потенциальный турист имеет возможность лишь косвенной оценки потребительских свойств приобретаемых услуг, используя для этого общественное мнение, рекламу, фирменный знак и т.п. Материальный субстрат (в виде каталогов, проспектов, видеокассет, кинолент и др.) позволяет осуществлять выбор посредством аналогии, так как собственные ощущения и эмоциональное восприятие у туриста появляются лишь после непосредственного потребления услуг, когда выбор станет практически необратимым.

Неосязаемость услуг, невозможность их накапливать, сохранять, как, например, товары, усиливает предпринимательский риск в туризме. Вследствие этого нереализованный туристский продукт, в том числе услуги по гостиничному, транспортному, экскурсионному и иному обслуживанию, не проданные по причинам сезонности или другого характера, ведет к невосполнимым издержкам. Уменьшить потери дохода из-за несохраняемости, ненакапливаемости туристского продукта можно посредством согласования спроса и предложения туристских услуг. Для этого применяют гибкую систему цен, учитывающую сезонность потребления туристско-рекреационных ресурсов, предварительное бронирование мест размещения, гибкие формы занятости работников в индустрии туризма и т.д.

Признаки и виды туризма

Основные признаки туризма отражены в Федеральном законе “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”. Под туризмом понимают временные выезды, путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [1].

Потребительский характер поведения туриста определяет суть его путешествия. Соответственно этому туристом считают, согласно российскому законодательству, лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.

По сфере распространения различают туризм внутренний, выездной и въездной. Под внутренним туризмом подразумевают путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают. Путешествия лиц, постоянно проживающих в данной стране, в другую страну, называют выездным туризмом. Путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на ее территории, считают въездным туризмом. Въездной и выездной туризм считается международным.

 

Рекомендуемая литература

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» № 12-ФЗ от 05.07.2007 г.

Восколович Н.А. Экономика платных услуг. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007, глава 12.

Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007, разделы 1-2.

 



[1] Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ. № 132-Ф3 от 24.11.1996// Российская газета, 1996, 3 декабря, с. 4  ; Федеральный закон “О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», февраль 2007г.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.