Зарегистрироваться

Этничность

Категории Этнополитология | Под редакцией сообщества: Политология

Этничность – широко используемый в науке концепт, обозначающий существование культурно отличительных (этнических) групп и форм идентичности. Как отмечает выдающийся социолог Толкотт Парсонс (1902–1979), этничность – это выраженная подчеркнутость групповой идентичности, т.е. организации многочисленных индивидов в отличаемые группы и солидарности и лояльности индивидуальных членов таким группам[1].

 Происхождение термина «этничность»

Термин «этничность» (англ. ethnicity) происходит от однокоренного слова «этнический» (англ. ethnic), которое в свою очередь берет начало от греческого θνος (ethnos) и его адъективной* формы έθνικός (ethnikos).Оба греческих слова имеют несколько значений. Первоначально  ethnos – группа людей, живущих вместе, после Гомера – люди, народ, особая группа людей, позднее – варварские племена, язычники, каста, племя; ethnikos это одновременно и соотечественник, и иностранец[2]. В средние века в Западной Европе слово ethnic означало «язычник», «нехристианин», а с середины XIX века акцент в его употреблении стал смещаться с религиозных различий в сторону расовых и этнических. К 1940-м гг. в США оно превратилось в политически корректное обозначение евреев, итальянцев, ирландцев и других групп, которые рассматривались как низшие по положению относительно доминирующей группы в основном британского происхождения[3]; в дальнейшем стало обозначать различные формы коллективной идентичности, сохраняя некоторые ранние коннотации. Этничность – более новый термин, который появляется в словарях к 1970-м гг. и начинает широко употребляться и для описания, и для объяснения социального поведения и событий.

 

 Формирование концепта этничности

Этничность, по выражению Т. Парсонса, – «трудноуловимое понятие». Концепт этничности формировался в ходе научных дискуссий, и в разных странах это происходило в различных контекстах: в Великобритании – при изучении меньшинств, появившихся в стране после II Мировой войны, в США – при исследовании расовых проблем, положения коренных народов (индейцев) и иноязычных диаспор, в Африке – племенных различий, в Восточной Европе – процессов национального самоопределения народов и т.д. В Великобритании, например, этот концепт активно продвигался в 1970-1980-е гг. как часть мультикультурной политики при решении проблем групп этнических меньшинств в местных советах или включении мультикультурной проблематики в планы школьных занятий.

 

 Теоретические подходы к пониманию этничности

К пониманию этничности, как и этноса, существуют три подхода – примордиалистский, инструменталистский и конструктивистский. Так, американские социологи и сторонники инструментализма Натан Глейзер и Дэниел Патрик Мойнихен определяют этничность как «характер или качество этнической группы»[4], а норвежский этнолог конструктивист Томас Эриксен – как «аспект взаимоотношения»[5], т.е. отличие, возникающее при межгрупповом взаимодействии. По мнению отечественного этнолога В.А.Тишкова, существуют характеристики групп, которые позволяют говорить о присутствии этничности как таковой. Это: разделяемые членами группы представления об общем территориальном и историческом происхождении, единый язык, общие черты материальной и духовной культуры; политически оформленные представления о родине и особых институтах; чувство отличительности и основанные на этом формы солидарности и совместные действия[6].

В российском общественном сознании распространено восприятие этничности в примордиалистском ключе – как антропологической константы. По мнению В.С. Малахова, это обусловлено продолжающейся практикой институционализации этничности в форме этнофедерализма* и длительным закреплением «национальности» граждан в документах[7].

Этничность как выражение групповой идентичности способна служить мощным средством политической мобилизации.



* Адъективный – имеющий признаки прилагательного.

* Этнический федерализм – наличие субъектов федерации, образованных по национально-территориальному признаку.



[1] Parsons T. Some Theoretical Considerations on the Nature and Trends of Change of Ethnicity //Ethnicity: Theory and Experience / Ed. with introduction by Glazer N., Moynihan D.P. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1975. 531 pp. P.53.

[2] Liddell H.G., Scott R. Greek – English Lexicon. N.Y.: Harper & Brothers, 1883. 7-th edition. 1777 pp. P.411, 412. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archive.org/stream/greekenglishlex00liddrich#page/412/mode/2up

[3] Eriksen Th.H. Ethnicity and Nationalism: Anthropological Perspectives, London: Pluto Press, 1993. 173 pp. P.4.

[4] Glazer N., Moynihan D.P. Beyond the Melting Pot: The Negroes, Puerto Ricans, Jews, Italians, and Irish of New York City. Cambridge, MA: MIT Press, 1963. 360 pp. (2nd Edition Revised, 1970. 464 pp. P.1.

[5] Eriksen Th.H. Op. cit. P.12.

[6] Тишков В.А. Этнос или этничость? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html

[7] Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. 320 с. С.239-240.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.