Зарегистрироваться

Галерейный бизнес

Категории Арт-рынок | Под редакцией сообщества: Культурология

Художественная галерея — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения обычно предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.

Слово «галере́я» имеет франко-итальянские корни. Во французском и итальянском языках оно встречается с разным написанием, но практически с одинаковым смыслом. Французское - galerie, и итальянское - galleria в переводе означают вытянутое в длину крытое помещение или переход между частями здания, или соседними зданиями. Возникновение слова и термина галерея изначально связано с архитектурой. В этом смысле галерея это не просто особое пространство, но еще и определенным образом организованное пространство. Во французском варианте – это место, где обычно одну из продольных стен заменяют колонны или столбы, а иногда ещё и балюстрада. Особенно важным представляется значение такого места для дворцовой архитектуры и образа жизни монарших особ, других владельцев усадеб и дворцовых комплексов, таких как, например, немецкий дворец в Сан-Суси или отечественные Павловск, Царское село, Ораниенбаум и т.д. В итальянском языке слово galleria обозначает церковную паперть. В современной языковой практике трактовка слова неоднозначно в нюансах. Иногда оно употребляется расширительно и под галереей подразумевают торговое или экспозиционное пространство. В узком смысле под галереей понимают – художественные организации. Но и в этом отношении нет однозначного подхода.

Термин художественная галерея в России используется также достаточно нестрого. Этим термином обозначаются различные явления. Например, государственное предприятие Третьяковская галерея, является государственным музеем. Другой пример — картинная галерея Шилова, являющаяся муниципальным предприятием г. Москвы. Некоторая неоднозначность в использовании термина «художественная галерея» существует также и в других странах мира, где художественной галереей может быть назван даже интернет-магазин, торгующий репродукциями работ известных авторов.

Данное обстоятельство свидетельствует о перекликании социокультурных и бизнес аспектов, где к социокультурным можно отнести просветительскую деятельность художественных галерей, их покровительство художников, с которыми они работает, осуществление выставочной деятельности как элемента культурного процесса, влияющего на развитие художественных выкусов общественности.

Без сомнения, художественная галерея исторически возникла как социокультурный институт. Основными характеристиками этой организационной структуры можно считать следующие:

  1.  Галерея – это выставочная площадка, создание которой инициируется собирателем произведений изобразительного искусства (владельцем/ коллекционером/ компанией/ государством);
  2. лерея – важная площадка художественно-культурных коммуникаций. Данные коммуникации могут осуществляться с различными представителями общественности, но центральной фигурой в галерейной деятельности является художник. Именно его произведения выставляются в галерее. Поэтому и коммуникации направлены в первую очередь на художника (очно или заочно через произведения искусства). Далее в цепочке коммуникаций возникает ряд посредников (владельцы, кураторы, эксперты, арт-дилеры, представители масс-медиа…), а также участников профессионального сообщества (другие творцы, критики). Вторым важным полюсом в цепочке коммуникаций является публика (потенциальные приобретатели, коллекционеры, частные и нечастные инвесторы), другие государственные и общественные институты гражданского общества, сопутствующие развитию галереи;
  3. Галерея – инструмент продвижения изобразительного искусства в обществе миссией, которой является его репрезентации публике, формирование художественного вкуса у общественности и, соответственно, заинтересованного отношения к данной области творческой деятельности, повышение ее образованности и просвещенности в данной области и на основе этого создание собственной целевой аудитории.
  4. Владельцы галерей изначально нацелены на поиск и открытие новых талантов. Открытие и репрезентация новых художников важная состаляющая ее социокультурной деятельности. Понятие новые художники включает в себя не только открытие современных новых имен, но и поиск и возрождение забытых мастеров.
  5. Совместно с галереями, экспертами, консультантами, государством, фондами, частным бизнесом и художниками создаются коллекции разного значения, мирового, регионального, локального, но именно этот концептуальный продукт формирует основу для развития культуры в целом, так как составляет национальное или глобальное культурное наследие человечества.


Наряду с социокультурными функциями галерея несет и бизнес-функции. В зависимости от статуса, который имеет галерея: государственного (федерального, регионального, муниципального), некоммерческого, коммерческого будут реализовываться ее бизнес-задачи:

  1. Галерея – инструмент получение прибыли. В условиях рынка все галереи эту задачу ставят. Мера прибыли будет зависеть от ряда обстоятельств. В современном мире объемы финансовых средств на арт-рынке могут быть сопоставимы с самыми прибыльными секторами национальных экономик.
  2. Галерея – тип посреднического бизнеса основанного на купле-продаже художественных произведений. Галерея в лице ее владельца занимается коммерцией, заключая различного типа договоры с художником, получает посреднический процент, который определяется ценой реализованного произведения. Процентная ставка закрепляется договором и дифференцируется в зависимости от условий реализации сделки.
  3. Галерея – тип публичного бизнеса, который заинтересован в узнаваемости со стороны всех участников арт-рынка, а, следовательно, в превращении своей торговой марки в бренд. Бренд означает капитализацию, ее достигнуть можно, используя различные каналы коммуникации: мировые арт-ярмарки, художественные салоны, бьеннале и так далее. Работа с именитыми художниками, кураторами, арт-дилерами, экспертами, коллекционераи и другими признанными участниками рынка имеет признаки бенчмаркинга, когда менее известная марка «прикрепляется» к более известной, приобретая необходимые выгоды.
  4. Галерея – это актив, который позволяет извлекать прибыль из своего пространства, предоставляя его в аренду под различные мероприятия.
  5. Галерея – тип многопрофильного бизнеса, в его рамках становится возможным осуществлять различные программы по продвижению и приобретению прибыли, проводя различные образовательные программы, развлекательные мероприятия и создавая некий «клуб друзей», который в свою очередь способствует укреплению бизнес-отношений между членами, например, попечительского совета, предоставляя возможности для новых отношений и новых контактов.


Художественная галерея, обращая внимание на общий экономический климат, играет важную роль в формировании культурного наследия, отражая вкусы современного общества. Эти миссионерские функции заключаются в открытии художника, предъявление его публике, создании его собственной целевой аудитории, продвижении художника на мировой арене, повышая значимость и узнаваемость имени и работ, создавая благоприятный климат для инвестирования именно в этого художника, повышаются цена и ценность произведения. Соответственно художник и галерея имеют дополнительные ресурсы для собственного развития. Особое внимание заслуживает класс коллекционеров, которые являются важными потребителями художественного продукта, совмещая коммерческие и ценностные, культурные аспекты своей деятельности.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.