Зарегистрироваться

Музыкальная критика

Категории Музыковедение | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Эта версия статьи от 18 Декабрь 2010 23:49, редактировал Заднепровская Галина Викторовна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Критика музыкальная (греч. xritikn – искусство судить, разбирать) – это область музыковедения, занимающаяся художественно-оценочной деятельностью произведений музыкального искусства. Являясь одной из составляющих музыкальной культуры, музыкальная критика принадлежит к сфере музыкально-эстетического сознания[i].  Она исторически обусловлена и личностно ориентирована, то есть учитывает в своей оценке условия создания и бытования музыкального произведения, его место в историческом и культурном процессе конкретной исторической эпохи. Личностное оценочное суждение  музыкального критика корректируется сложившимися к моменту оценки данными исторического и теоретического музыковедения. Это придает музыкальной критике особые качества: относительность истины критического суждения, множественность и разомкнутость  критических оценок, постоянная переоценка ценностей. 

Жанрами музыкальной критики являются рецензия, заметка, этюд, эссе, очерк, обозрение, статья, фельетон, интервью и др.

Истоки музыкальной критики относят к эпохе Античности (полемика между сторонниками Пифагора и Аристоксена, связанная с защитой одних видов музыки и осуждением других). Во времена Средневековья направленность критической оценки определялась теологической трактовкой явлений музыкального искусства. В эпоху Возрождения музыкальная полемика приобретает более развернутый характер (В. Галилеи «Диалог о древней и новой музыке» – «Dialogo della musica antica et della moderna», 1581, Я. Пери, Дж. Каччини, К. Монтеверди и др.). В XVIII в. музыкальная критика играет значительную роль  в развитии музыкального искусства (Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Маттезон, Т. Шейбе, К.Д.Ф. Шубарт, Р. Рохлиц и др.).

В эпоху романтизма музыкально-критическая деятельность оказывает все более возрастающее влияние на композиторскую практику. В сферу музыкально-критической деятельности погружаются многие выдающиеся композиторы и писатели, которые дают обоснования своих музыкально-эстетических взглядов, новаторских поисков, пропаганды нового искусства в жанрах музыкальной критики (Э.Т. А. Гофман, Г. Гейне, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Р. Вагнер и др.). Создаются печатные издания «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik») Р. Шумана, «La revue musicale» Ф. Ж. Фетиса, «Парижская музыкальная газета»" («La Gazette musicale de Paris», с 1848 – «Revue et Gazette musicale»), «Всеобщая музыкальная газета» (А.Б. Маркс), «Берлинская всеобщая музыкальная газета» («Berliner Allgemeine musikalische Zeitung», 1824-30) и др. Эти издания зачастую ведут ожесточенную полемику по различным аспектам музыкального искусства.

Крупнейшие представители музыкальной критики XX  в. – П. Беккер, X. Мерсман, А. Эйнштейн (Германия), М. Граф, П. Стефан (Австрия), К. Беллег, Р. Роллан, К. Ростан, Ролан-Манюэль (Франция), М. Гатти, М. Мила (Италия), Э. Ньюмен, Э. Блом (Великобритания), Т. Адорно (Германия) и др.

В России первые формы музыкально-критической деятельности появляются в XVIII в. В начале XIX в. с музыкально-критическими статьями выступают выдающиеся деятели А.Д. Улыбышев, В.Ф. Одоевский. Высокой активности музыкально-критическая деятельность достигает в 60-е г. XIX в. В этот период создаются работы таких выдающихся критиков, как А. Н. Серов и В. В. Стасов, выступают в печати Ц. А. Кюи и Г. А. Ларош, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков. В 1894 H. P. Финдейзен основал «Русскую музыкальную газету», непрерывно выходившую до 1918.

В XX в. музыкально-критической деятельностью занимаются Л.Л. Сабанеев, Б.В. Асафьев, В. М. Беляев, В. М. Богданов-Березовский, С. А. Бугославский, И.И. Соллертинский,  Г. Н. Хубов и др.

В настоящее время музыкальная критика в России находится на высоком уровне активности. Ведущие деятели в области музыкальной критики – Т.А. Курышева, М.И. Нестьева, А.В. Григорьева и др. Публикации сосредоточены в крупнейших периодических изданиях «Музыкальная академия» («Советская музыка» до 1992), «Музыкальная жизнь», «Музыкальное обозрение».



[i] См. об этом: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.