Зарегистрироваться

Музыкальная акустика

Категории Музыковедение | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Акустика музыкальная (от греч. ἀκούω – слышу) – одно из направлений общей акустики, наука, изучающая объективные физические закономерности музыкального звука: его возникновение и создание (акустика музыкальных инструментов, акустика речи и пения, электроакустика); распространение (архитектурная акустика, звукозапись, трансляция); восприятие (психоакустика – акустика человеческого слуха). Музыкальная акустика является также областью музыковедения. Она исследует такие явления, как высота, громкость, длительность и тембр музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальные системы и строи, музыкальный слух, особенности музыкальных инструментов и человеческого голоса. В музыкальной акустике используются данные и применяются методы общей физической акустики, занимающейся изучением процессов возникновения и распространения звука. Музыкальная акустика связана с другими отраслями музыковедения, такими как гармония, теория музыки, оркестровка, инструментоведение, музыкальная психология и др. Термин «музыкальная акустика» был введен в науку в 1898 швейцарским ученым-акустиком А.Жанкьером («Основы музыкальной акустики»).

На протяжении долгого времени основным объектом изучения музыкальной акустики были численные соотношения между  частотами звуков, образующих интервалы, лады, музыкальные системы и т.д. Позже в музыкальную акустику были включены разделы, связанные с изучением объективными способами особенностей музыкального инструментария и человеческого голоса, закономерностей исполнительского творчества и музыкального восприятия.

История музыкальной акустики как научного направления берет начало в учениях древнегреческих ( Пифагор и его школа, Аристотель), китайских (Люй Бу-вэй) и др. философов и музыкантов, давших математическое обоснование музыкальных систем, интервалов и ладов, установивших связь высоты звука с частотой колебаний струн, а также законы отражения и поглощения звуковых волн в помещении.

Дальнейшее развитие музыкальной акустики связано с деятельностью ученых и музыкантов XVI-XVII веков Л.да Винчи, Дж.Царлино, Г.Галилея, М.Мерсена, Ж.Совёра, Р.Бойля и др., накопивших значительный объем экспериментальных знаний. XVIII век – период развития теоретической музыкальной акустики в трудах Д. Бернулли, Л.Эйлера, Е.Хладни. Открытия этих ученых позволили приступить к акустическому анализу механизмов звукообразования в музыкальных инструментах, что дало возможность развивать и совершенствовать последние.

В XIX в. значительный вклад в развитие музыкальной акустики внес выдающийся немецкий физик, математик, физиолог и психолог Г. Гельмгольц, разработавший резонансную теорию слуха. Ее основные положения изложены ученым в труде «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» («Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für die Theorie der Musik», 1863). Согласно резонансной теории слуха восприятие высоты звука есть результат резонансного возбуждения настроенного на различные частоты волокон кортиева органа. Труды Гельмгольца стали фундаментом для развития в конце  XIX в. самостоятельного направления науки – психоакустики. Развитие музыкальной акустики в конце XIX - нач. XX вв. продолжили немецкие ученые К.Штумпф и В.Кёлер, изучавшие объективными способами механизмы ощущения и восприятия звуковых колебаний. В 1891 был опубликован труд Г. Римана «Акустика с точки зрения музыкальной науки. Таким образом, к концу XIX в. сформировались основные направления музыкальной акустики, занимающиеся проблемами создания, распространения и восприятия музыкальных звуков.

В XX в. область исследований музыкальной акустики продолжает расширяться: в нее включаются разделы, связанные с изучением объективных характеристик различных музыкальных инструментов, а также акустики студий звукозаписи, радио и телестудий, воспроизведения записанной музыки, реставрации записей, стереофонической записи и др. В конце XX в. в акустике  сформировалось новое направление «аурализация» (термин М. Клейнера), основанная на компьютерных технологиях. Цель аурализации – создание трехмерных виртуальных моделей любых помещений, дающее возможность воспроизвести звучание музыки и речи в любых залах, в том числе и только проектируемых. Проблемами музыкальной акустики занимаются крупные центры: IRCAM (Франция), Стэнфордский университет  (США), Кэмбриджский университет (Великобритания), Институт музыкальной акустики (Австрия), Шведская академия музыки и др.

Существенный вклад в развитие современной музыкальной акустики внесли русские ученые Н.А. Гарбузов (зонная концепция музыкального слуха), А.А. Володин (теория звуковысотного восприятия), Л.С.Термен (электроакустические измерения), А.В. Римский-Корсаков, Е.В. Назайкинский, Ю.Н.Рагс, В.П. Морозов, И.А. Алдошина. Развитие их теорий привело к разработке новых методов исследования. Зонная концепция музыкального слуха Гарбузова сделала возможной расшифровку и анализ исполнительских оттенков в интонировании, динамике, темпе и ритме, опирающиеся на объективные данные, характеризующие музыкальное звучание, художественное исполнение. Теория звуковысотного восприятия Володина дала метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении частичных тонов из сложного звукового спектра и измерении их относительной интенсивности. Эксперименты в области электроакустических измерений привели к новым методам исследования в акустике музыкальных инструментов. Значительный вклад в развитие музыкальной акустики внесли труды и деятельность И.А.Алдошиной.

Новые современные направления музыкальной акустики связаны с созданием спектральной, акустической, микротоновой и др. музыки при помощи компьютерных технологий (Студия электронной музыки и Термен-центр при МГК имени П.И.Чайковского, компьютерная лаборатория NTONYX при Новосибиоской государственной консерватории и др.)

Литература: Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Музыковедение». – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.