Зарегистрироваться

Метод близнецов

Категории Психогенетика | Под редакцией сообщества: Психология

Метод близнецов основан на сравнении двух типов близнецов – монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ). МЗ развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки (из одной зиготы), которая на ранних стадиях деления дает начало двум организмам (обязательно одного пола). МЗ – это единственные люди на Земле, имеющие одинаковые наборы генов (100 % общих генов). ДЗ развиваются из двух оплодотворенных яйцеклеток (из двух зигот). С генетической точки зрения, ДЗ – это родные сиблинги, имеющие примерно 50% общих генов. В психогенетическом исследовании принимают участие только ДЗ одного пола.

Схема метода: сначала оценивается сходство МЗ между собой и сходство ДЗ между собой по изучаемому признаку с помощью коэффициента корреляции (rМЗ и rДЗ), затем сравнивается внутрипарное сходство МЗ с внутрипарным сходством ДЗ.

Логика метода: 1) МЗ имеют 100 % общих генов, ДЗ – 50 % общих генов; 2) постулируется равенство средовых влияний, определяющих сходство МЗ и ДЗ. Это равенство средовых влияний объясняется тем, что со-близнецы (МЗ и ДЗ) – это дети одного возраста, одного пола, которые воспитываются в одной семье. Другими словами, постулат о равенстве сред можно сформулировать следующим образом: для МЗ и ДЗ характерна одинаковая пропорция общая/индивидуальная среда.

Таким образом, чем больше внутрипарное сходство МЗ по сравнению с внутрипарным сходством ДЗ по какому-либо психологическому признаку, тем выше коэффициент наследуемости, т.е. тем больше различия между людьми по изучаемому признаку в популяции связаны с различиями в генах. Коэффициент наследуемости в методе близнецов подсчитывает по формуле: 2(rМЗ – rДЗ).

Первое и главное ограничение метода близнецов связано с нарушением постулата о равенстве сред: с нарушением пропорции общая/индивидуальная среда у МЗ по сравнению с ДЗ (или наоборот). Например, МЗ чаще, чем ДЗ, бывают вместе, имеют один круг друзей, одинаковые хобби и т.д. В этом случае объем общей среды у МЗ будет больше, чем у ДЗ, что приведет к дополнительному негенетическому сходству МЗ. При контроле данного ограничения проверяют, влияет ли это большее сходство по среде на большее сходство по изучаемому признаку.

Второе ограничение касается того, что близнецы являются особой группой по сравнению с популяцией одиночнорожденных. Различия связаны с внутриутробным развитием сразу двух детей, меньшим весом близнецов при рождении, возникновением особой близнецовой ситуации т.д. В связи с этим возникает вопрос: насколько мы можем результаты, полученные с помощью метода близнецов переносить на популяцию одиночнорожденных. Для контроля этого ограничения необходимо выборку близнецов сравнить с контрольной группой одиночнорожденных по изучаемому признаку. 

Рекомендованная литература:

  1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999.
  3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.
  4. Психологические очерки о близнецах. Авторский коллектив: В.В. Семенов, Б.И. Кочубей, М.С. Егорова, Н.М. Зырянова, С.Д. Пьянкова. М., 2003.
  5. Хрестоматия по психогенетике. Под ред. М.В. Алфимовой, И.В. Равич-Щербо.  М., 2006. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.