Зарегистрироваться

Психогенетика развития (онтогенетика)

Категории Психогенетика | Под редакцией сообщества: Психология

Психогенетика развития (онтогенетика) -  молодое направление в науке, изучающее сложное динамическое взаимодействие генов и среды в процессе формирования индивидуальности. Позволяет добывать уникальные данные, которые нельзя получить никакими другими методами психологического исследования 

Использует экспериментальные схемы и методы психогенетики наряду с другими психологическими методами. При анализе развития методами психогенетики изучают возрастные изменения роли генотипа и среды в изменчивости признаков (определяют причины изменчивости признака), а также в изменчивости и преемственности развития (определяют причины взаимосвязей признаков, измеренных на одном или на разных этапах развития).

На первых этапах становления психогенетики главное, что пытались выяснить – в какой степени различия в индивидуальных свойствах обусловлены наследственностью. Какие причины создают фенотипическую изменчивость признаков - психологических и психофизиологических? Как соотносительно влияют на изменчивость генетические и средовые факторы? Какая из этих причин важнее?

Постепенно накопившиеся сведения о возрастных изменениях генотип-средовых соотношений поставили перед учеными новые проблемы. Как меняется природа различных психологических характеристик в процессе формирования индивидуальности? Каков вклад наследственных и средовых факторов в стабильность и изменчивость развития? Как взаимодействуют генотип и среда в онтогенезе?

Простое установление факта генетических влияний на психологические различия между людьми – сегодня лишь исходная точка в работе психогенетика. Акцент сместился на предметное изучение причин стабильности и изменчивости развития – это причины как средовые, так и генетические. Еще один важный момент заключается в том, что анализу средовых влияний на психологические характеристики стали уделять не меньшее внимание, чем анализу генетических влияний.

Активное изучение развития в психогенетике ведется с конца 50-х гг. ХХ века. С середины 80-х годов отмечается лавинообразное увеличение количества психогенетических экспериментальных исследований и обобщающих работ по проблеме развития. Своеобразной точкой отсчета в формировании генетики развития как самостоятельной области исследований можно считать публикацию в 1983 специального выпуска журнала Child Development, целиком посвященного проблемам изучения развития методами психогенетики (1983, vol. 54, N 2).

Изучение процессов развития в психогенетике основано на ряде общих теоретических положений (Равич-Щербо И.В., 1988, 1999; Егорова, 1995, 1998, 2000).

  1. Методы количественной генетики применимы для исследования сложных полигенных признаков, в частности психологических.
  2. Каждый конкретный генотип реализуется в конкретных средовых условиях развития. Генетическая программа развития психологических признаков не является жесткой, она регулируется влиянием наследственности и среды, а также их взаимодействием.
  3. Влияние факторов генотипа не отменяет возможности онтогенетического изменения признака у конкретного индивида (как по своей структуре, так и по абсолютной величине).
  4. Результаты психогенетического анализа межиндивидуальной изменчивости признаков носят статистический характер и позволяют делать выводы только об изменчивости признака в конкретной популяции.
  5. Соотношение генотип-средовых факторов в изменчивости признака и в детерминации развития может быть оценено количественно.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.