Зарегистрироваться

Понтрягин Лев Семенович

Категории Оптимальное управление | Под редакцией сообщества: Математика

Понтрягин Лев Семенович

ученый-математик

ученый-математик

Настоящее имя:
Год рождения:
1908
Годы жизни:
1908 — 1988
Место рождения:
Москва, Российская империя
Место смерти:
Москва, СССР
Разделы каталога:

Лев Семенович Понтрягин был одним из крупнейших математиков прошедшего столетия. Общий математический подход к решению экстремальных задач с управлением сложился к середине XX века в исследованиях Понтрягина и его учеников Евгения Фроловича Мищенко (1922-2010), Владимира Григорьевича Болтянского (1925-), Реваза Валериановича Гамкрелидзе (1929-). Именно их усилиями был сформулирован "принцип максимума" как единый способ решения задач оптимального управления.

Л.С. Понтрягин был сыном счетовода, а мать его происходила из крестьян. Первоначальное образование он получил в городском училище. Но в возрасте 13 лет на него обрушилось несчастье, возникшее в результате взрыва при попытке починить примус. Вот как сам он описал последствия случившегося:

"... В результате тяжёлого ожога я попал в больницу. На первых порах моя жизнь была настолько в серьёзной опасности, что на глаза не обратили внимания. И только по истечении некоторого времени, когда уже было совсем плохо, меня перевели в специальную глазную лечебницу.

В целом я провёл в больнице около пяти месяцев. Известный окулист профессор Авербах (примеч.: здесь имеется ввиду офтальмолог, один из основателей (в 1935 году) НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Михаил Иосифович Авербах (1872-1944)) сделал мне какую-то операцию, которая привела, в конце концов, к тяжёлому воспалению глаз. Так что моя жизнь снова была на волоске, и я полностью потерял зрение ..."

С выходом из больницы все заботы об устройстве жизни своего слепого сына берёт на себя его мать - Татьяна Андреевна Понтрягина. В течение многих лет она фактически выполняла обязанности личного секретаря Л.С.Понтрягина, читая ему вслух научную литературу (для чего ей пришлось научиться читать и на иностранных языках), правила корректуру его работ и т.п.

В 1925 г. Л.С.Понтрягин поступает в Московский университет на физико-математический факультет. Он блестяще учится, поражая своими способностями удерживать в памяти сложнейшие математические выкладки, ничего не записывая. Вскоре Л.С.Понтрягин определяет свои научные интересы - топологию, и становится учеником Павла Сергеевича Александрова (1896-1982).

В 1927 г., в возрасте 19 лет, Л.С.Понтрягин публикует свою первую статью об обобщении закона двойственности Александера, и с этого момента начинается большой цикл его топологических работ, завершившийся в 1932 г. доказательством классического результата - знаменитого "общего закона двойственности", связывающего группы Бетти произвольного ограниченного замкнутого множества евклидова пространства с группами Бетти его дополнения. Этот закон двойственности не только поспособствовал дальнейшему развитию исследований в области теории топологической двойственности, но и послужил поводом для построения Л.С.Понтрягиным общей теории характеров коммутативных топологических групп. Создание теории характеров в значительной степени переключает творческие интересы Л.С.Понтрягина в область топологической алгебры. В итоге таких занятий им была написана монография "Непрерывные группы" (первое издание вышло в 1938 г.), переведенная во многих странах мира. Кроме того в 30-ые - 40-ые годы XX века публикуются его результаты, касающиеся топологической теории размерности, построения "размерно-неполноценных" континуумов ("понтрягинских поверхностей", опровергающих гипотезу о том, что при топологическом перемножении компактов их размерности складываются), гомотопических проблем.

Ещё в 30-ые годы XX столетия Л.С.Понтрягин установил контакт с некоторыми физиками (главным образом с Александром Александровичем Андроновым (1901-1952)), и под их влиянием стал также интересоваться вопросами обыкновенных дифференциальных уравнений, в частности, возникающих в теории колебаний и автоматического регулирования.

Однако поначалу Л.С.Понтрягин этими вопросами занимался лишь эпизодически. Всё изменилось в начале 50 -ых годов XX века, когда он решил сделать это направление для себя основным, и организовал по этому поводу соответствующий научный семинар.

Семинар по математическим проблемам теории колебаний и автоматического регулирования Л.С.Понтрягиным был создан осенью 1952 года в Математическом институте им. В.А.Стеклова АН СССР. Виктор Антонович Садовничий указывает, что предложение Л.С.Понтрягину заняться задачами оптимального управления исходило от Мстислава Всеволодовича Келдыша (1911-1978) ("Рассказывают, - пишет В.А.Садовничий, - что Мстислав Всеволодович пригласил Понтрягина и сказал: хватит вам заниматься группами, хватит заниматься алгебраической топологией, займитесь конкретным вопросом - докажите принцип оптимального управления в случае, когда не работает классика. И Понтрягин с группой известных математиков взялся за решение этой задачи ..."). К работе семинара он привлёк своих старших учеников, а также аспирантов и студентов с Мехмата МГУ.

Научные заслуги Л.С.Понтрягина как в области его первых интересов - топологии (в широком смысле), так и более поздних интересов, относящихся к теории оптимального управления и дифференциальным играм, признаны во всём мире. Но, помимо науки, находясь "на вершине советского математического Олимпа", он активно занимался и общественно-организационной деятельностью. Это осложнило его жизнь: обладая безусловным могучим творческим потенциалом и напористой целеустремлённостью, он, благодаря своей жёсткости в оценках других и бескомпромиссности при проведении выбранной им линии поведения, приобрёл "волевыми решениями на руководящих постах" многих недоброжелателей как в СССР так и за рубежом. Вот как он сам пишет об этом:

"В 1970 году, не прекращая научной работы, я начал довольно значительную научно-организационную работу, выросшую из моих научных интересов, сразу в двух различных направлениях. Я занялся научно-издательскими делами и международными отношениями в области математики.

Президент АН СССР М.В.Келдыш учредил по моей инициативе группу математиков под моим председательством для наблюдения за изданием книг в одном из важнейших издательств Академии наук СССР – главной редакции физико-математической литературы издательства "Наука"...Одновременно М.В.Келдыш рекомендовал меня на пост вице- президента Международного союза математиков, который я занимал полный избирательный срок четыре года, а на следующее четырёхлетие стал членом исполкома этого союза.

В 1978 году уже другой Президент АН СССР - А.П.Александров отстранил меня от поста советского представителя в Международном союзе математиков. Я закончил свою работу в исполкоме, завершив её поездкой на Международный математический конгресс в Хельсинки в роли главы советской делегации.

... Будучи членом Исполкома, я упорно сопротивлялся давлению международного сионизма, стремящегося усилить своё влияние на деятельность Международного союза математиков. И этим вызвал озлобление сионистов против себя. Думаю, что, отстраняя меня от работы в этой международной организации, А.П.Александров сознательно или бессознательно выполнял желание сионистов ..."

В 70-ых годах Л.С.Понтрягин активно включился и "в вопросы преподавания в средней школе". Произошло это так. В конце 1977 года "десять академиков-математиков обратилось с письмом в ЦК", в котором "выражали тревогу по поводу происходящего в школе". Вскоре вслед за тем министр просвещения СССР М.А.Прокофьев обратился в Отделение математики АН СССР с просьбой "заняться вопросами школьного преподавания". В результате на Общем собрании Отделения в 1978 году, после "бурного обсуждения" действовавших в стране "колмогоровских" школьных учебников и программ по математике, было принято решение об организации при Отделении "комиссии по преподаванию математики в средней школе".

"И здесь,- как пишет Л.С.Понтрягин, - возникли разногласия между математиками не по существу, а по тому, кто же будет возглавлять дело. Обнаружилось, что имеется два претендента - академики А.Н.Тихонов и И.М.Виноградов. И оба они были в какой-то степени поддержаны. Поэтому было принято осложняющее всё дело решение образовать две комиссии. Одну под председательством Тихонова, другую - под председательством Виноградова.

Наличие двух комиссий указывало на раскол между математиками и затрудняло работу. В результате длинных перипетий в Отделении, продолжавшихся около трёх лет, обе комиссии были ликвидированы и была образована одна новая комиссия, которую возглавил Виноградов ...

Я был единственным заместителем Виноградова. После смерти Виноградова председателем комиссии назначен я, а моим заместителем А.С.Мищенко - профессор Мехмата МГУ. Так в результате длительной борьбы и преодоления многих трудностей работа Отделения по вопросам преподавания математики в средней школе приобрела чёткую организационную форму ..."

В итоге "школьной деятельности понтрягинской комиссии" появился, в частности, учебник по геометрии А.В.Погорелова. Параллельно с этим "группой Тихонова", который "хотел держать всё в своих руках", также были созданы новые учебники для школ.

Предоставим истории судить о значимости научно-организационной деятельности Л.С.Понтрягина в последний период его жизни. Но то, что он сделал "в самой науке", безусловно, навсегда останется фундаментальнейшим достижением математики XX столетия.

К огромной плеяде учеников Л.С.Понтрягина (помимо указанных соавторов) относятся такие замечательные математики, как Михаил Михайлович Постников (1927-2004), Дмитрий Викторович Аносов (1936-), Михаил Ильич Зеликин (1936-), Николай Христович Розов (1938). Его учеником "довоенной поры" был и Владимир Абрамович Рохлин (1919-1984), в чьей нелёгкой судьбе Л.С.Понтрягин сыграл исключительную роль:

В.А.Рохлин ушёл на Великую Отечественную войну добровольцем в ополчение, попал в окружение, был немцами пленён, затем перекочевал в советский концлагерь, и только настойчивыми хлопотами Л.С.Понтрягина был оттуда освобождён и даже получил разрешение работать в Математическом институте им. В.А.Стеклова АН СССР в качестве помощника Л.С.Понтрягина, благодаря чему вскоре стал великолепным специалистом по топологии и одним из известнейших продолжателем идей своего учителя.

Литература

Г.Вилейтнер "Хрестоматия по истории математики: выпуски I - IV". М., "ГТТИ", 1932.

Ф.Араго "Биографии знаменитых астрономов, физиков и геометров: книги I - II". Москва-Ижевск, "РХД", 2000.

С.Г.Гиндикин "Рассказы о физиках и математиках". М., "МЦНМО", 2001.

В.А.Садовничий "Математическое образование: настоящее и будущее". М., "МГУ", 2000.

А.П.Юшкевич "Истоpия математики в России до 1917 года". М., "Наука", 1968.

В.М.Тихомиров "Рассказы о максимумах и минимумах". М., "Наука", 1986.

В.Б.Демидович, В.М.Тихомиpов «Кафедра общих проблем управления: немного о прошлом и настоящем.». Сб. «Математика в Московском университете на пороге XXI века». Часть IV (под редакцией С.С.Демидова, К.А.Рыбникова). М., "Мехмат МГУ", 2005, 3-101.

А.Н.Крылов "Леонард Эйлер (доклад, прочитанный на торжественном заседании АН СССР 5 октября 1933 года)". Л., "АН СССР", 1933, 1-39.

А.Н.Крылов "Жозеф Луи Лагранж (к 200-летию со дня рождения)". УМН, т. 2 (1936), вып. 1, 3-16.

Л.С.Понтрягин "Жизнеописание Льва Семёновича Понтрягина, математика, составленное им самим". М., "Прима В", 1998.

Р.В.Гамкрелидзе "Семинар Л.С.Понтрягина по математическим проблемам теории колебаний и математического регулирования". УМН, т. 12 (1957), вып. 3, 267-272.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Понтрягин Лев Семенович

Название Год Текст Тип Действия
1. Математическая теория оптимальных процессов
1961
Книга содержит изложение теории оптимальных процессов, основным стержнем которой является принцип максимума. Этот принцип позволяет решать ряд задач математического и прикладного характера, которые являются вариационными, но не укладываются в классическую схему вариационного исчисления. Между тем к задачам такого неклассического типа приводят многие вопросы техники.