Зарегистрироваться

Исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Категории Историография · История · История науки · Источниковедение ... | Под редакцией сообщества: История

Адрес организации:
119992, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
Телефон:
(495) 939-35-66
Факс:
(495) 939-23-90; (495) 939-56-10
Электронная почта:
faculty@hist.msu.ru, dean-hist-msu@yandex.ru
Сайт:
http://
Время работы:

Исторический факультет – учебно-научное подразделение Московского университета. Основной структурной единицей исторического факультета является кафедра. На 1 сентября 2010 года на факультете 18 кафедр:

 

  1. Кафедра истории России до начала ХIХ века;
  2. Кафедра истории России XIX – начала XX вв.;
  3. Кафедра отечественной истории XX века;
  4. Кафедра истории общественных движений и политических партий;
  5. Кафедра источниковедения;
  6. Кафедра истории древнего мира;
  7. Кафедра истории средних веков;
  8. Кафедра новой и новейшей истории;
  9. Кафедра истории южных и западных славян;
  10. Кафедра истории стран ближнего зарубежья;
  11. Кафедра истории Церкви.
  12. Кафедра археологии;
  13. Кафедра этнологии;
  14. Кафедра истории отечественного искусства;
  15. Кафедра всеобщей истории искусства;
  16. Кафедра исторической информатики;
  17. Кафедра древних языков;
  18. Кафедра иностранных языков;

 

На историческом факультете также имеются межкафедральные научно-учебные лаборатории и центры:

  • Археографическая лаборатория;
  • Лаборатория истории культуры;
  • Центр экономической истории;
  • Учебно-научный центр по развитию научно-педагогических связей со странами ближнего зарубежья;

 

Лаборатории и центры существуют также при ряде кафедр факультета:

  • Лаборатория по изучению стран Причерноморья и Византии в средние века;
  • Лаборатории археологии;
  • Учебно-научный центр прикладной этнологии;
  • Фонд Франклина Д.Рузвельта по изучению истории США;
  • Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве;
  • Центр украинистики и белорусистики;
  • Лазаревский кабинет истории искусств;
  • Музей археологии;
  • Музей этнологии;
  • Лингафонный кабинет и ТСО.

 

 

 

Преподавание и изучение истории в Московском университете до 1917 г.

Преподавание и изучение истории в Московском университете имеет давние и богатые традиции. В утвержденном 12 января 1755 г. императрицей Елизаветой Петровной Проекте организации Московского университета и гимназий в числе предполагаемых к открытию кафедр философского факультета называлась и кафедра истории (универсальной, российской, древности и геральдики)[1]. Становление университетского образования в России проходило под мощным влиянием идей М.В. Ломоносова, и, в частности, его понимания роли исторических знаний в формировании национального самосознания: «Великое есть дело смертными и переходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных должную славу и, перенося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила... История ... дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам — мужества, судьям — правосудия, младым — старых разум, престарелым — сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение, с несказанной пользою соединенное. Когда вымышленные повествования производят движения в сердцах человеческих, то правдивая ли история побуждать к похвальным делам не имеет силы, особливо ж та, которая изображает дела праотцов наших?»[2].

Ввиду отсутствия квалифицированных преподавателей по истории Московский университет в качестве временной меры был вынужден в первые годы после своего основания приглашать для чтения исторических курсов иностранных профессоров. Согласно первому уставу Московского университета (1804 г.) среди 28 университетских кафедр предусматривалось наличие кафедры «всемирной истории, статистики и географии», кафедры «истории, статистики и географии Российского государства», а также кафедры «теории изящных искусств и археологии»[3].

С 1808-—1809 гг. начал читать курс русской истории М.Т. Каченовский (1775—1842); лекции по отечественной истории читали также Х.А. Чеботарев (1746—1815) и профессор кафедры всемирной истории, статистики и географии Н.Е. Черепанов (1763—1823). М.Т. Каченовский внес большой вклад в становление истории как самостоятельной учебной и научной дисциплины. По мнению известного исследователя системы университетского образования в России Ф.А. Петрова, именно Каченовский был первым профессиональным историком в Московском университете. Именно со времени его преподавания центр исторической науки переместился в Московский университет[4].

Согласно Уставу 1804 г. университеты имели право организовывать научные общества, открывать периодические издания, создавать типографии, где должны были печататься книги, «относящиеся к наукам, преподаваемым в университете и в училищах его округа, и все, что правление или Совет университета найдет нужным к распространению наук».

В марте 1804 г. при Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Его главной задачей было «вернейшее и исправнейшее издание оригинальных древних о России летописей» для подготовки «сочинения подлинной Российской истории». Общество имело печатный орган — «Чтения ОИДР», издавало Записки и Труды, «Русский исторический сборник». Оно сыграло огромную роль в создании источниковой базы исследований во всех областях исторической науки.

Важным шагом в развитии научной работы было открытие в 1756 г. при Московском университете типографии и книжной лавки, а также библиотеки — теперь уже одной из старейших в нашей стране. До середины XIX в. типография Московского университета занимала первое место в России по количеству печатной продукции. В основном это была научная литература, большую часть которой составляли книги по медицине и истории.

По Уставу 1835 г. в Московском университете в составе философского факультета было создано специальное историко-филологическое отделение, преобразованное в 1850 г. в самостоятельный историко-филологический факультет. Среди деканов этого факультета были — Т.Н. Грановский (1855), С.М. Соловьев (1855—1869), А.Н. Попов (1872—1876; 1877—1880), В.О. Ключевский (1887—1889), ГА. Иванов (1885‑1887; 1894‑1899), М.К. Любавский (1909‑1911).

В 1835 г. была образована автономная кафедра русской истории, которую до 1844 г. возглавлял М.П. Погодин. В 1845—1879 гг. ею руководил С. М. Соловьев, с 1879 г. — В.О. Ключевский. Первым руководителем созданной в 1839 г. кафедры всеобщей истории был Т.Н. Грановский. В 1835 г. была создана кафедра истории и литературы славянских наречий, с которой началось развитие славяноведения в Московском университете. Кафедру возглавил М.Т. Каченовский (1835—1842), а с 1842 по 1868 г. во главе ее стоял О.М. Бодянский (1842—1868), особенно много сделавший для научного изучения истории и культуры славянских земель. В 1857 г. на историко-филологическом факультете была открыта кафедра истории искусств, которую возглавил К.К. Герц.

Характерен факт ‑ из 18 директоров и ректоров Московского университета в 1755—1863 гг. трое были историками: в 1803—1805 гг. — профессор истории, нравоучения и красноречия Х.А. Чеботарев; в 1808—1819 гг. — профессор истории, статистики и географии И.А. Гейм; в 1837—1842 гг. — профессор русской истории М.Т. Каченовский.

Во второй половине XIX — начале XX в. в Московском университете работали многие лучшие представители отечественной исторической науки. Читал лекции по истории России XVIII — XIX вв. и вел курс русской историографии В.О. Ключевский. На кафедре русской истории рабо­тали такие крупные историки, как Ю.В. Готье, А.И. Яковлев, С.В. Бахрушин, В.И. Пичета. На кафедре всеобщей истории, возглавляемой с 1868 г. В.И. Герье, вели преподавательскую и научную работу Н.И. Кареев, П.Г. Виноградов, Р.Ю. Виппер, А.Н. Савин, Д.М. Петрушевский, С.А. Котляревский, Д.Н. Егоров, Н.Г. Попов и др. Ими были созданы классические труды по отечественной и всеобщей истории, отличавшиеся глубиной на­учного анализа, оригинальной методологией, широтой источниковой базы.

 

Преподавание и изучение истории в Московском университете после 1917 г.

Октябрьская революция 1917 г. привела к кардинальным изменениям в Московском университете, во всей высшей школе страны. Перед высшей школой были поставлены задачи — осуществить демократизацию высшего образования; изучать и преподавать исторические науки в дальнейшем только на базе марксизма. Основные направления реорганизации преподавания исторических наук определялись и претворялись в жизнь историками-марксистами, занимавшими руководящие посты в системе образования.

Принципиальное влияние на перестройку университета оказал декрет СНК (от 2 августа 1918 г.) «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР». Коренным образом менялся социальный состав студенчества. Его «пролетаризации» способствовало открытие в 1919 г. при Московском университете подготовительных курсов (рабочих факультетов), которые должны были обеспечить необходимый для поступления в университет уровень знаний. Перестройка в области исторической науки началась в Московском университете с создания, в соответствии с Постановлением Наркомпроса от 3 марта 1919 г., факультета общественных наук (ФОН). Последний был образован на базе бывшего юридического факультета и исторического отделения историко-филологического факультета. В течение первых двух лет студенты должны были изучать цикл общих социальных дисциплин, а на третьем году обучения осуществлялась специализация по трем отделениям — экономическому, юридическому и историческому.

Если в дореволюционный период главное внимание было сосредоточено на проблематике древней и средневековой истории, то с образованием факультета общественных наук обозначился поворот в сторону изучения истории классовой борьбы и революционного движения в России и на Западе в XX в., социально-экономического развития общества, новой и новейшей истории зарубежных стран, отдельных проблем послеоктябрьской истории. Ученые старой школы, обладавшие высоким профессиональным мастерством, занимали влиятельные позиции на новом факультете. Лекционный курс и семинар по истории античного хозяйства вел B.C. Сергеев, общий курс по экономической истории средних веков читал Д.М. Петрушевский. Видные представители дореволюционной профессуры — Д.А. Кизеветтер и А.И. Яковлев — вели курсы и семинары по историографии и методологии истории. Часть курсов и семинаров исторического отделения была посвящена истории религии и религиозных движений.

В 20-е годы реорганизации в университете приобрели постоянный характер. Они мотивировались поисками наиболее эффективных путей подготовки молодежи к строительству нового общества, стремлением ускорить овладение ею марксистско-ленинской методологией, преодолеть традиции академизма, вытеснить буржуазную профессуру, враждебно относившуюся к идеологии большевиков. Перестройки 20-х — начала 30-х годов ухудшали условия развития исторической науки, разрушали академические традиции, влекли за собой отток из университета многих известных специалистов-историков. История в средней школе была заменена обществоведением. Вместо систематических курсов по истории учащимся начали преподноситься соци­ологические построения, не базирующиеся на конкретном историческом материале.

Начало новому этапу в развитии исторической науки было положено постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР», опубликованным 16 мая 1934 г. В нем отмечалось, что «преподавание истории в школах СССР поставлено неудовлетворительно. Учебники и само преподавание носят отвлеченный, схематический характер. Вместо преподавания гражданской истории в живой занимательной форме с изложением важнейших событий и фактов в их хронологической последовательности, с характеристикой исторических деятелей учащимся преподносят абстрактные определения общественно-экономических формаций, подменяя таким образом связное изложение гражданской истории отвлеченными социологическими схемами»[5]. Важнейшим звеном в системе мер, направленных на изменение этой ситуации, было восстановление с 1 сентября 1934 г. в Московском и Ленинградском университетах исторических факультетов, призванных готовить квалифицированных специалистов по истории[6].

Восстановление исторического образования способствовало возвращению в университет многих видных ученых. Здесь начали работать Е.А. Косминский, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров, Н.М. Дружинин, B.C. Сергеев, А.Д. и И.Д. Удальцовы, В.И. Пичета, К.В. Базилевич, СВ. Бахрушин, Н.М. Лукин, Б.Д. Греков, Е.В. Тарле и др. В МГУ пришли многие историки, получившие подготовку после Октябрьской революции: A.M. Панкратова, А.В. Арциховский, М.В. Нечкина, А.Л. Сидоров, И.И. Минц. В довоенный период на истфаке преподавали В.П. Волгин, В.В. Стоклицкая-Терешкович, А.В. Мишулин, С.К. Бушуев, Б.Н. Граков, В.И. Лебедев, А.И. Неусыхин, А.В. Ефимов, М.С. Зоркий, Л.Н. Иванов, И.Д. Белкин, Б.В. Миллер, В.М. Хвостов, Н.Д. Старосельцев, И.С. Галкин, С.В. Киселев, В.Д. Блаватский, М.В. Воеводский, Б.А. Рыбаков, Б.Е. Сыроечковский, Е.А. Мороховец, С.А. Токарев, С.А. Никитин, З.Р. Неедлы, Ю.В. Готье, Б.Б. Кафенгауз, Г.С. Кара-Мурза, И.М. Рейснер, Л.И. Зубок, В.М. Лавровский, Б.Н. Заходер и др.

Уже в 1934 г. на факультете было организовано пять исторических кафедр — истории СССР (руководитель —- проф. A.M. Панкратова), истории древнего мира (проф. B.C. Сергеев), истории средних веков (проф. Е.А. Косминский), истории нового времени (акад. Н.М. Лукин), истории колониальных и зависимых стран (проф. Х.З. Габидуллин). В 1937 г. была образована кафедра древних языков (руководитель — проф. Н.И. Новосадский); в 1939 г. — кафедры археологии (проф. А.В. Арциховский), этнографии (проф. С.П. Толстов), истории южных и западных славян (проф. В.И. Пичета) и музейно-краеведческая (руководитель — проф. Г.А. Новицкий)[7]. Первым деканом был назначен профессор Г.С. Фридлянд (1934 — май 1936); с июня 1936 по июнь 1937 г. обязанности декана исполняла З.П. Игумнова. В предвоенные годы факультет возглавляли авторитетные ученые и педагоги — профессор И.Д. Удальцов (1938—1940), профессор С.Д. Сказкин (1940—1943).

Большой вклад в развитие исторического факультета в послевоенные десятилетия внесли его деканы — М.Н. Тихомиров (1945—1947), Г.А. Новицкий (1947—1950), Б.А. Рыбаков (1950—1952), А.В. Арциховский (1952— 1957), И.А. Федосов (1957—1971), Ю.С. Кукушкин (1971—1995).

В 1953 г. кафедра истории СССР была разделена на четыре самосто­ятельные кафедры — по крупнейшим периодам отечественной истории, что подняло изучение предмета на новую ступень. Впервые в вузах страны были созданы кафедры истории советского общества и источниковедения отечественной истории. В том же году на историческом факультете была образована кафедра истории КПСС (выделилась из общеуниверси­тетской кафедры марксизма-ленинизма). В 1950 г. факультет пополнился искусствоведческим отделением, состоявшим из двух кафедр: истории русского и советского искусства и истории зарубежного искусства. В 1965 г. была создана отдельная кафедра иностранных языков, ориентированная на изучение языка как важного компонента профессиональной подготовки специалистов-историков.

Радикальные перемены в общественно-политической жизни страны во второй половине 80-х годов XX — начале XXI в. поставили отечественную науку и высшее образование в новую ситуацию. Коренная перестройка всего общественного организма потребовали переосмысления различных аспектов деятельности факультета. Новации в содержательном поле образования и науки совпали со значительным сокращением их государственного финансирования. В своей работе факультет избежал крайностей: он не встал на позиции ни охранительства, ни ультра-радикализма. Самоотверженный труд и ответственность коллектива определили поступательное развитие исторического факультета.

 

Исторический факультет сегодня

В настоящее время на истфаке работают около 300 профессоров, преподавателей и научных сотрудников, в их числе 3 академика, 4 члена-корреспондента РАН, 69 докторов наук, 6 лауреатов Ленинской и Государственной премий. Обучение проходят более 1600 студентов и аспирантов, в том числе иностранные граждане. В составе исторического факультета 15 кафедр: 11 исторических, две искусствоведческие, две языковые. С 1995 г. Деканом факультета является член-корреспондент РАН (с 2003 г.), профессор С.П. Карпов.

Подготовка профессиональных кадров осуществляется по специальностям «История» и «Искусствоведение». Отделение истории искусства стало органической частью исторического факультета. Ведя преподавание по отдельному учебному плану, оно сохраняет в нем весь основной комплекс исторических дисциплин как базу для углубленной специализации по истории отечественного искусства и всеобщей истории искусства. Впервые в 2004 г. открываются отделения «история международных отношений» и «историко-культурный туризм».

Выпускника исторического факультета отличает знание отечественной и всеобщей истории; владение двумя и более иностранными языками; умение выявить, систематизировать и профессионально использовать исторические источники; знание методологии исторических исследований, историографии; владение основами исторической информатики, новыми информационными технологиями; умение методически квалифицированно преподавать исторические дисциплины.

В последние годы значительно активизировалась научная работа студентов: участие в научных конференциях, в том числе всероссийских и международных; работа в научных семинарах кафедр; научные публикации. Студенты и аспиранты факультета — постоянные участники традиционно проводимой в МГУ международной конференции по фундаментальным наукам «Ломоносов».

Определяющие характеристики системы профессиональной подготовки студентов истфака МГУ — широкий набор общих и специальных курсов, постановка новых спецкурсов и спецсеминаров; обновление тематики дипломных работ; преподавание историографии и источниковедения; хорошая языковая подготовка, позволяющая активно использовать источники и литературу на иностранных языках; подготовка дипломных работ как небольших научных исследований; обеспечение преподавания силами крупных ученых.

Основными направлениями научной работы на факультете в последние годы являются: методология, историография, источниковедение, специальные исторические дисциплины; археология; этнология; история политических систем России, стран Европы и Америки; история международных отношений; экономические и социальные процессы в России и странах Европы и Америки; история и теория мировой и отечественной культуры; история университетского образования; этнические процессы: история и современность; международное рабочее и освободительное движение; историческая политология; новые информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и обучении историческим дисциплинам; подготовка учебников и учебных пособий.

На факультете успешно развиваются научные школы, основанные историками предшествующих поколений, создаются новые направления научных изысканий. Изучение средневековой русской истории, в основе которого — уникальные коллекции находок XI—XV вв. в Новгороде, и прежде всего берестяные грамоты, связано с научной школой В.Л. Янина. По мере накопления археологических источников складываются новые пути изучения массовых материалов, в частности использование методов естествен­но-научных дисциплин (Ю.Л. Щапова, Н.В. Рындина). Л.В. Милов в своих работах показал механизмы воздействия разносторонних факторов на состояние российской экономики, политики, культуры и сформулировал, по существу, новую концепцию российского исторического процесса.

На кафедре отечественной истории XX—XXI вв. сложилась научная школа Ю.С. Кукушкина, ученики которого успешно разрабатывают про­блемы истории национально-государственного строительства. Сформировалась и эффективно развивается возглавляемая С.П. Карповым научная школа изучения византийской цивилизации и Причерноморья. Археогра­фами истфака создано новое направление в исследовании русской традиционной культуры (И.В. Поздеева). Развивая традиции основателей научной школы американистики (И.П. Дементьев, Н.В. Сивачев, Е.Ф. Язьков), ученые факультета сохраняют ведущую роль в этой области исторических зна­ний. Обозначены новые направления в изучении Великой французской революции и осуществлена конкретная разработка важнейших вопросов ее истории (А.В. Адо, В.П. Смирнов, Е.М. Кожокин, Л.А. Пименова, B.C. Посконин). Факультету принадлежат лидерские позиции в применении коли­чественных методов и новых информационных технологий (И.Д. Ковальченко, Л.В. Милов, Л.И. Бородкин).

Среди наиболее значимых достижений ученых исторического факульета — выпуск учебников и учебных пособий для студентов вузов, создаваемых на основе новейших данных науки и традиций фундаментального образования. За 1998‑2002 гг. их было издано свыше двадцати.

С 1998 г. стали выходить «Труды исторического факультета МГУ» ‑ издания, призванные отразить результаты научных исследований и опыт преподавания исторических дисциплин на истфаке.

Новое явление в научной жизни факультета (с 1999 г.) — Академический лекторий, созданный с целью возрождения традиций публичных лекций, укрепления творческих связей между МГУ и РАН. С лекциями выступают академики и члены-корреспонденты РАН, известные дипломаты.

Эффективно развивается международное сотрудничество в сфере науки и образования. Его направления и формы весьма разнообразны. Это ‑ участие в совместных археологических экспедициях и обработка материалов раскопок; участие в международных проектах; выступления с докладами на международных научных конгрессах, конференциях, симпозиумах, коллоквиумах, семинарах; работа в комиссиях по истории, в зарубежных консультативных советах, в координационных центрах, редакционных советах; совместная подготовка монографий; издание сборников документов, словарей, энциклопедий; членство в зарубежных академиях наук; чтение лекций в зарубежных университетах; командировки с целью научной работы; обмен студентами и стажерами и др. Историки факультета — активные участники Международных конгрессов исторических наук.

Исторический факультет активно сотрудничает с зарубежными партнерами в рамках заключенных на межуниверситетском и межфакультетском уровнях договоров (университеты: Римский, Флорентийский, Болонский (Италия), СУНИ, Йельский (США), Берлинский, Марбургский, Тюбингенский (ФРГ), Парижский I и Монпелье (Франция), Варшавский, Лодзинский (Польша), Амстердамский, Лейденский (Нидерланды), Дублинский (Ирландия), университеты Китайской Народной Республики и др.). Ученые истфака печатаются в изданиях ближнего и дальнего зарубежья.

Истфак играет большую роль в деятельности Научно-методического совета по истории и искусствоведению Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, функционирующего на базе истфака МГУ. УМО осуществляет экспертизу документации вузов в связи с прохождением ими государственной аттестации и лицензированием новых образовательных программ; присваивает грифы НМС учебникам авторов из различных регионов России; участвует в разработке новых стандартов образования.

Перед факультетом много сложных проблем, но есть понимание путей их решения, разносторонний опыт, бережно хранимые традиции, большой научный потенциал, квалифицированный педагогический коллектив, способная молодая смена, помощь университетского руководства. В сочетании традиций и новаторства — залог динамичного развития исторического факультета в условиях быстро меняющегося общества[8].

 

Ссылки

  1. Летопись Московского университета, 1755-1979. М., 1979. С.  17.  ↑ 1
  2. Цит. по: Белявский М.Т. ... Все испытал и все проник. М., 1986. С. 73-74.  ↑ 1
  3. Летопись Московского университета... С. 39; Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. М., 1998. Кн. 1.С. 375.  ↑ 1
  4. Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века. Формирование системы университетского образования. М., 1998. Кн. 2. Ч. 1. С. 73.  ↑ 1
  5. Правда. 1934. 16 мая.  ↑ 1
  6. Там же.  ↑ 1
  7. Московский университет за пятьдесят лет Советской власти. М., 1967. С. 569; Летопись исторического факультета МГУ (1934-1994). С. 8, 14.  ↑ 1
  8. Историческая наука в Московском университете 1755-2004. Под ред. С.П. Карпова. М., 2004. С. 9-33.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.