Зарегистрироваться

Ментальность

Категории Историческая методология | Под редакцией сообщества: История

Ментальность (менталитет) (от лат. mentalis, мыслительный) – особый набор «привычек мышления», обнаруживающихся как нечто самоочевидное для человека данного типа культуры на определенном историческом промежутке времени; совокупность образов и представлений, которыми руководствуются в своем поведении члены той или иной социальной группы и в которых выражено их понимание мира и собственного места в нем.

Ментальность есть средство фиксации особенностей состояния того или иного общества, выявления внутренней связи и мотивации человеческого поведения. «Описать то, что видишь это легко; увидеть то, что необходимо описать, ‑ в этом состоит основная проблема», ‑ писал известный французский историк, основатель школы «Анналов» Л. Февр. Таким образом была сформулирована цель ментальной истории: исследовать коллективные представления, смысловые структуры, логику коллективного мышления в повседневной жизни.

Ментальная история стала оформляться как отдельная отрасль исторической науки в рамках французской школы «Анналов» в 60-е годы XX в. В большей степени она использовала методы структурализма, этнологии, культурной антропологии, иконографии. По признанию самих французских ученых, ментальная история не столько расширила диапазон исторической науки, сколько помогла глубже взглянуть на проблему человека. Реконструкция ментальности позволяет воссоздать тип человеческой личности, свойственный тому или иному обществу и сводящий воедино все проявления человеческой активности.

Исследователи ментальности исходит из того, что в сознании современного культурного человека сталкиваются две различные исторические традиции. Одна отражает ценности, идеалы и представления людей, сложившиеся на протяжении веков. Другая ‑ стремление изменить эти идеалы и ценности даже насильственным путем. Была сделана попытка проследить это, в частности, на примере Парижской коммуны 1871 г. На основе речей, песен революционеров М.Вовель нарисовал их ментальный портрет, показал страх, переживание, образ мышления, мотивацию действий. Причем задача состояла не в том, как люди пережили революцию, а в том, как их менталитет влиял на революционные процессы и почему революционные идеи так и не смогли глубоко проникнуть в массы.

Большой интерес в ментальной истории вызвала проблема восприятия людьми определенной эпохи таких категорий как «детство» и «смерть». В связи с этим необходимо упомянуть исследования Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при старом порядке» и « Человек перед лицом смерти». Попытку составить коллективный психологический портрет деревни Монтайю на основе допросов еретиков предпринял выдающийся исследователь Э. Ле Руа Ладюри.

Ментальность является базисной категорией исторической антропологии ‑ нового направления в исторической науке, которое характеризуется обращенностью к человеку в его отношении к миру и самому себе.

 

Рекомендуемая литература:

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Ле Руа Ладюри, Э. Монтайю, окситанская деревня (1294‑1324). Екатеринбург, 2001.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.