Зарегистрироваться

Цивилизация

Категории Историческая методология | Под редакцией сообщества: История

Цивилизация (от лат. civilis, гражданский) – устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традицией, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием в большинстве случаев общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.

При всех различиях в подходах к цивилизации все же ее наиболее общепризнанной чертой является то, что сам переход к цивилизации является узловым моментом формирования культуры. Цивилизация означает переход к собственно социальной организации общества, когда сформировался социум со всеми его отличиями от варварства. Цивилизация означает возникшую в результате прыжка от родоплеменной изолированности всеобщую связь индивидов и первичных общностей, усиливала и усиливает интеграционные процессы в обществе между различными регионами и народами («по горизонтали»). Цивилизация не сводится лишь только к одному, хотя и очень важному, экономическому параметру развития общества, а включает в себя и такие важнейшие моменты, как культурологический, географический, духовный, обусловливая уникальность и неповторимость каждой цивилизации.

Понятие «цивилизация» привлекло внимание исследователей в XVIII в. вместе с понятием «культура». Цивилизационным обществом французские просветители (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) назвали общество, основанное на началах разума и справедливости. Они отстаивали концепцию истории как прогрессивного развития человечества, как непрерывного процесса усовершенствования ремесел, наук, искусств, нравов, законов, жизненных условий, просвещения умов. Для них история человеческого общества — это история прогресса человеческого разума. Линейный, поступательно прогрессивный характер развития мировой истории, с неизбежностью приводящий к гибели капитализма и торжеству коммунизма, явился лейтмотивом и формационного марксистского подхода, рожденного в лоне набирающей темп техногенной цивилизации.

В XIX в. понятие «цивилизация» употреблялось для характеристики капиталистического общества в целом. Однако такое представление о цивилизации не было общепризнанным. Уже во 2-й половине XIX в. происходит поворот к поиску новых трактовок мировой истории, всплеск научного интереса к истории цивилизаций (или великих культур), который засвидетельствовал, что назрела насущная необходимость в новом понимании исторического процесса. На основании огромного эмпирического материала, новых данных истории, археологии, истории культуры различные авторы приходили к выводу о том, что линейные концепции развертывания всемирно-исторического процесса в своих попытках выделить всеобщее в структуре истории оставляли в стороне то особенное и единичное, что могло помочь в поисках смысла истории. Кризис, поразивший западное общество в конце XIX в., разрушал саму основу линейных концепций, в основе своей европоцентристских. Начинает формироваться цивилизационная концепция исторического прогресса, основной задачей которой является объяснение вариативного характера исторического развития, многообразия и уникальности человеческой истории, разрушение европоцентристских стандартов и приоритетов, постулирование принципиальной возможности иного мироустройства.

Наиболее масштабные теории цивилизационного развития были созданы Н.Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби и П.А. Сорокиным.

Сторонники цивилизационного метода выделяют на современном этапе следующие типы цивилизаций: западную, восточно-европейскую, мусульманскую, индийскую, китайскую, японскую, африканскую, латиноамериканскую. Цивилизации включают в себя два уровня: региональный и локальный (национальный). Так, на региональном уровне в состав западной цивилизации включаются североамериканская, французская, германская и другие локальные цивилизации. Будучи уникальной, обладая специфическими духовно-нравственными ценностями, создавая особую психологическую ауру и формируя типичные, неповторимые личности с только им присущими качествами, локальные цивилизации позволяют зафиксировать на региональном уровне некоторые типичные, присущие этой цивилизации как материальные, так и духовные проявления, схожие в главном. По мнению сторонников цивилизационного подхода, это дает основание при характеристике всемирной истории обращаться к проблеме «Восток—Запад» как к процессу постоянного противоречивого взаимодействия этих двух «полумиров», представляющих собой различные типы цивилизационного развития.

С Востоком связывается развитие традиционных обществ, отсюда название термина «восточная (традиционная) цивилизация», с Западом ‑ развитие техногенной цивилизации, что в терминологическом выражении передается часто как «западная (европейская) цивилизация». «Традиционное» общество (или Восток) во все времена не представляло собой единого и однообразного явления: в нем всегда были типичные, общие черты, отличающие его от Запада. К таким основополагающим, с точки зрения мировой истории, характеристикам Востока относятся: неразделенность собственности и административной власти, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, полное поглощение личности коллективом, экономическое и политическое господство, а зачастую ‑ деспотическое государство.

Западная цивилизация, истоки которой ведут в древнюю Грецию, где в отличие от восточной цивилизации впервые возникли частнособственнические отношения, полисная культура, подарившая человечеству демократические структуры устройства государства и классические формы рабства, к XV—XVII вв. бурно развивалась вместе с формированием мировой капиталистической системы. В целом к концу XIX в. весь неевропейский мир был разделен между империалистическими державами.

Быстро развивающаяся, динамичная и агрессивная техногенная цивилизация с ее устремленностью ко всему новому, нетрадиционному, с ярко выраженным индивидуализмом свободной личности, с деятельностным преобразовательным вектором по отношению к природному и социальному миру оказала мощнейшее влияние на все мировые очаги цивилизации, в том числе и на те исторические арены, где продолжало сохраняться первобытное и предклассовое общество.

 

Рекомендуемая литература:

Данилевский Н. Россия и Европа (взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому). М., 1991.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. СПб., 1995.

Шпенглер О. Закат Европы. Тт.1‑2. М., 1993; 1998.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.