Зарегистрироваться

Логографы

Категории История | Под редакцией сообщества: История

Логографы – ранние греческие историки, записывавшие устные предания, сказания и мифы.

Термин «логографы» был введен в широкий научный оборот в сер. XIX века и восходит к характеристике великим древнегреческим ученым Фукидидом (V в. до н.э.) своих предшественников и современников. В настоящее время ранних греческих историков объединяют под именем логографов на основе следующих критериев:

  1. как правило, их сочинения были посвящены истории отдельных полисов или областей;
  2. труды логографов сочетали элементы исторического повествования с обширными экскурсами в область мифологии, географии и этнографии;
  3. установление исторической истины не было главной задачей: произведения этих авторов были в большей мере художественными, чем научными сочинениями.

В основе представлений современной науки о логографах лежит характеристика, данная им греческим писателем I в. н.э. Дионисием Галикарнасским и нелестный отзыв Фукидида. По-видимому, истоки античного историописания, у которых стояли логографы, восходит к Ионии – наиболее развитой в VIII‑VI веках до нашей эры области Эллады (восточное побережье Малоазийского полуострова). Однако список Дионисия шире: наряду с Гекатеем из Милета, Геллаником с Лесбоса, Хароном из Лампсака и т.д. в перечень логографов входит, в частности, аргосец Акусилай. Логографическая форма историописания сохранялась очень долго, многое, свойственное логографам, присуще «отцу истории» Геродоту; они были современниками величайшего историка древней Греции Фукидида, который максимально приблизился к современному пониманию специфики, цели и задач исторической науки.

Дионисий писал о логографах, что те излагали факты и события «не в тесной связи друг с другом, но отдельно для каждого народа или государства», собирая воедино сохранившиеся предания «ничего не добавляя к ним или убавляя от них»[1]. К сожалению, от трудов логографов сохранились лишь незначительные отрывки, и необходимо проявлять осторожность при вынесении категоричного суждения на их основе. Тем не менее следует указать на важнейшее отличие «Истории» Геродота от логографических сочинений: великий галикарнасец отошел от принципа «ничего не добавлять и ничего убавлять». Он сравнивает свои источники, высказывает собственное мнение, аргументируя его; немаловажно, что Геродот писал по сути всемирную историю, и труд его был объединен центральной идеей. Именно это принесло Геродоту, а не кому-либо из его предшественников-логографов почетное звание «отца истории».

Необходимо еще раз оговорить, что термин «логографы» хотя и употреблялся в античности, однако не обозначал тогда определенный литературный жанр. У Аристотеля логограф – любой писатель, работающий в прозаическом жанре, в Аттике IV века до нашей эры логографами называли профессиональных составителей речей для выступающих в суде.

 

Рекомендуемая литература:

Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот История. Л., 1972.

Суриков И.Е. Геродот. М., 2009.

Ссылки

  1. [1] Цит. по: Борухович В.Г. Научное и литературное значение труда Геродота // Геродот История. Л., 1972. С. 460.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.