Зарегистрироваться

Общественные блага

Категории Экономическая теория | Под редакцией сообщества: Экономика

Общественными благами называются такие блага, для которых отсутствуют как исключительность доступа, так и конкурентность в потреблении.

Типология благ

Все блага можно охарактеризовать посредством двух аспектов. Первый – это исключительность доступа. Она имеется тогда, когда при пользовании определенным благом мы можем эффективно исключать других индивидов из пользования им. Например, наслаждаться сочным апельсином, за который уплатили деньги только мы, можно в одиночку, тогда как «услуги» патрулирующего улицу милиционера, которые оплачиваются из налогов, приносят пользу как тем, кто платит налоги, так и тем, кто уклоняется.

Другой аспект – конкурентность в потреблении благ. Если к потреблению блага может подключиться еще один дополнительный индивид, и при этом полезность, получаемая другими потребителями не уменьшится, то благо является неконкурентным – как, например, те же самые услуги по охране общественного порядка. Напротив, апельсин является конкурентным благом, поскольку, если некто съест половину нашего апельсина, то наше удовольствие от его поедания серьезно снизится.

Комбинация эти двух характеристик дает нам четыре возможных варианта, изображенных в таблице.

 

Свойства благ

Наличие исключительности доступа к благу

Отсутствие исключительности доступа к благу

Конкурентность в потреблении

Частные блага

Частные внешние эффекты

Отсутствие конкуренции при потреблении

Клубные или коллективные блага:

Общественные блага или общественные внешние эффекты

 

Таким образом, мы видим, что сочный апельсин на языке экономики будет частным благом, тогда как работа милиционера будет предоставлять нам общественное благо под названием «безопасность». Однако существуют еще два типа благ.

Частные внешние эффекты характеризуются конкурентностью и неисключительностью. Например, численность рыбы в Мировом океане ограничена, и вылов рыбы одним рыбаком уменьшает полезность другого. Однако ни один рыбак, при прочих равных, не в состоянии исключить другого из пользования этим благом. Такие ресурсы называются также ресурсами общего пользования. Экономисты доказали, что, как правило, такие ресурсы быстро истощаются, поскольку каждый индивид действует по принципу «бери как можно больше, чтобы не досталось другому». Такая ситуация получила в экономике название трагедии общин. Ресурсы общего пользования – отдельная серьезная проблема экономической науки и практики.

Для клубных благ характерно наличие ограничений на доступ к благу для индивидов, не являющихся членами некоего сообщества и отсутствие конкуренции в потреблении этих благ. Например, наслаждение, получаемое от выступления музыкантов, приглашенных на корпоративный вечер, для работников компании ничуть не уменьшится, если они пригласят еще несколько десятков любителей музыки «с улицы». Однако в нашем случае можно легко исключить этих любителей из потребления, просто закрыв двери или выставив охрану.

Данный пример демонстрирует одно важное положение: практически не бывает чистых типов того или иного блага. Все зависит от способа предоставления блага, точнее сказать, от структуры выгод и издержек, которые сопряжены с этим способом. Например, некоторые европейские страны знали времена, когда поимка преступников была больше делом обычных граждан, а не полиции, причем вознаграждение граждане получали в фиксированном размере от имущества преступника. Таким образом, благо «безопасность» может быть не только общественным: такого рода блага предоставляют, например, телохранители.

Существует целый ряд факторов, которые определяют, к какому именно типу в данный момент времени относится то или иное благо. Например, по мере появления новых технологий блага могут перемещаться из одного типа в другой. Скажем, долгое время услуги маяка являлись классическим примером общественного блага, к которому регулярно обращались экономисты. Однако появление и развитие радиоэлектроники привело к тому, что теперь услуги маяка вполне могут относиться к разряду частных благ: вместо обычного маяка теперь можно установить радиомаяк, который будет посылать сигнал, принимаемый не всеми кораблями, а лишь теми, кто имеет специальную аппаратуру, знает частоту передачи сигнала и пр.

 

Способы предоставления общественных благ

Существует два наиболее общих способа (порядка) предоставления любых благ: общественный и частный. В первом случае члены общества вносят платежи, из которых оплачивается предоставление благ. Обычно при этом подразумевается, что эти платежи имеют форму налогов, а сбором их занимается специальное агентство, называемое государством. Во втором случае одни индивиды предоставляют другим за определенную плату соответствующие блага. Как мы уже выяснили, ошибочно говорить, будто общественные блага предоставляются только общественным порядком, а частные – только частным. Однако следует отметить, что при прочих равных у государства имеются более широкие возможности для предоставления общественных благ. Основная проблема, связанная с предоставление общественных благ – проблема безбилетника: индивиды могут пользоваться благом, не внося ничего для его создания. Поскольку, в общем, любой индивид может рассуждать по принципу «зачем платить, если все равно я буду этим пользоваться, даже если не заплачу», то без серьезной силы принуждения, монополия на которую имеется именно у государства, общественные блага могут вообще не предоставляться.

Тем не менее, нередки случаи, когда государство устраняется от производства общественных благ, уступая в этом деле другим, более эффективным способом. К примеру, группа индивидов, особо заинтересованных в предоставлении определенного блага, может скооперироваться и произвести его, невзирая на то, что другие индивиды могут им воспользоваться. Например, жильцы в подъезде иногда (к сожалению) договариваются друг с другом об очередности замены перегоревших лампочек, не сильно печалясь из-за того, что свет от лампочек приносит определенную полезность и гостям, иногда заходящим в подъезд, но не покупающим лампочек.

Одна из задач экономической теории как раз и заключается в том, чтобы как можно более полно проанализировать выгоды и издержки возможных способов предоставления тех или иных благ.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.