Зарегистрироваться

Туполев Андрей Николаевич

Категории Авиационная техника | Под редакцией сообщества: Технические науки

Эта версия статьи от 16 Ноябрь 2010 12:08, редактировал Каландаришвили Арнольд Галактионович
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Туполев Андрей Николаевич

авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972).

Настоящее имя:
Год рождения:
1888
Годы жизни:
1888 — 1972
Место рождения:
с. Пустомазово Тверской губернии, Российская Империя
Место смерти:
г. Москва, СССР
Разделы каталога:

Туполев Андрей Николаевич - советский авиаконструктор, академик АН СССР (1953), генерал-полковник-инженер (1968), трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). В 1908 поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н. Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке; участвовал в постройке планёра, на котором совершил свой первый полёт. По окончании училища (1918), вместе с Жуковским стал организатором и одним из руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918—35 заместитель руководителя института. В 1922 сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжёлых сухопутных, морских боевых и гражданских самолётов, торпедных катеров и аэросаней.

В 1922—24 руководил работами по внедрению дуралюмина в самолётостроение; в 1924—25 создал АНТ-2 и АНТ-З — первые советские цельнометаллические самолёты. Использование дуралюмина в конструкции самолётов позволило Туполеву впервые в стране перейти от биплана к свободнонесущему моноплану.

Туполевым разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых выпускались серийно. На самолётах Туполева завоёвано 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелётов, в том числе спасение экипажа парохода «Челюскин» на АНТ-4, беспосадочные перелёты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25, высадка научных экспедиции «Северный полюс» во главе с И. Д. Папаниным.

Большое число самолётов-бомбардировщиков, торпедоносцев, разведчиков конструкции Туполева (ТВ-1, ТВ-3, СБ, ТВ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедных катеров Г-4, Г-5 применялось в боевых действиях в Великой Отечественной войне 1941— 1945. В послевоенные годы под руководством Т. разработан ряд военных и гражданских самолётов, в числе которых 1-й советский реактивный бомбардировщик Ту-12 (1947), Ту-16, 1-й реактивный пассажирский самолёт Ту-104 (1954), 1-й турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957), Ту-124, Ту-134, Ту-154. Создал также ряд сверхзвуковых самолётов, в том числе пассажирский Ту-144.

Туполев — почётный член Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). В 1958 Туполеву была присуждена золотая медаль им. Жуковского «За лучшую работу по теории авиации». Удостоен также Большой золотой медали ФАИ, премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция) и др. наград.

Член ЦИК 7-го созыва. Депутат Верховного Совета СССР 3—8-го созывов. Ленинская премия (1957), Государственная премия СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972).

Награжден 8 орденами Ленина, 6 др. орденами, медалями, а также 2 иностранными орденами.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.