Зарегистрироваться

Нарратология

Категории Филология · Литературоведение | Под редакцией сообщества: Филология

Эта версия статьи от 02 Декабрь 2010 13:17, редактировал Сидорова Марина Юрьевна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Нарратология - теория повествования, рассматривается либо как отрасль литературоведения, либо как особая общегуманитарная дисциплина, которая «стремится к открытию общих структур всевозможных «нарративов», т. е. повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности» (В. Шмид).

Современная нарратология выросла из структурализма в 1960-ые годы, однако основы ее были заложены еще в работах русских формалистов 1920-х годов (В. Шкловский, Б. Томашевский, В. Пропп, Б. Эйхенбаум), а также М. Бахтина. Крупнейшими представителями нарратологии являются Р. Барт, Л. Долежел, Ж. Женетт, М. Баль, В. Шмид, Дж. Принс, С. Чэтман, Ю. Мюзарра-Шредер, Я. Линтвельт, М.-Л. Райан. В рамках нарратологии выделяется такое направление, как анализ дискурса (дискурсивный анализ): поздний Р. Барт, Ю. Кристева, М. Л. Пратт, М. Риффатерр, П. Ван ден Хевель, Ж. Курте и др. Во многих положениях нарратология смыкается с Московско-тартуской школой (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский).

В основе нарратологических исследований лежит представление о коммуникативной природе литературы и о взаимодействии в литературном произведении системы точек зрения и нарративных функций.  Изучаются такие категории, как событие, сюжет и фабула, история, наррация, повествовательная инстанция, тип повествования, фикциональность, соотношение рассказываемого и рассказывания, автора и нарратора (рассказчика), точек зрения автора, персонажа и читателя, выявляются нарративные уровни, приемы, тактики и стратегии.  Многие закономерности построения повествования, выявленные при анализе словесных произведений, действуют и на других нарративах, независимо от медиа.

Рекомендованная литература

1. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе.  М., 1987

2. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С.108-135

3. Женетт Ж.. Фигуры. Т.1, 2. М.,1999

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л., 1928

5. Рикер П. Время и рассказ. Т.1. Интрига и исторический рассказ. Т.2. Конфигурации в вымышленном рассказе. М.-СПб., 2000

6. Риффатер М. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. 1992, № 1

7. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. С. 37 - 112

8. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996

9. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). Приложение к серийному изданию «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Серия «Лекции в Твери». Тверь, 2001

10. Шмид В. Нарратология. М., 2003

11. Lintvelt J. Essai de typologie narrative: le 'point de vue'. Paris, 1981

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.