Рефлексия
Рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – совокупность технологических приемов осознания и размышления, обеспечивающих их направленность на самих себя, на свои собственные (об)основания и условия возможности.
Если мы будем считать, что рефлексией нулевого порядка (или ранга) обладает нерефлексивная предметная деятельность, тогда осознание и осмысление этой деятельности будет уже рефлексией первого порядка, осознание и осмысление этого осознания и осмысления – второго и т.д. Примечательно, что для схватывания самой рефлексии любого фиксированного уровня необходима рефлексия более высокого порядка, причем рефлексия любого уровня остается для самой себя по понятным причинам невидимой – образуется своего рода лестница, находясь на которой, мы можем видеть только более низкие ступеньки, но не можем видеть ту, на которой стоим. Ясно, что сама по себе рефлексивная возгонка, уходящая в пределе в дурную бесконечность, никаких позитивных результатов принести не может. Однако, без учета многоярусных рефлексивных эффектов и возможности подключения дополнительных рангов рефлексии мы рискуем сами себя концептуально стреножить, зашорить и, тем самым, заведомо неправомерно ограничить. Поэтому задача постклассической философии заключается по-видимому в том, чтобы последовательно и критично надстраивать рефлексивные этажи, по возможности внимательно отслеживая возникающие эффекты.
Переход от классической философии к философии неклассической может быть охарактеризован как раз введением еще одного специального рефлексивного этажа, обеспечивающего тематизацию и проблематизацию тех практически неосознаваемых предпосылок, установок и допущений, которые лежат в основании соответствующих концепций и задают в первую очередь осознание мыслителем самого себя. Точнее, вскрывают роль предполагаемого понимания сознания в тех выводах, которые иначе можно было бы счесть беспредпосылочными и/или абсолютными. Ведь для классики нет каких-то иерархий в рефлексии – там это просто не нужно, постольку поскольку сознание полагается непрерывным, доступным саморефлексии в любой своей точке и прозрачным для самого себя. В неклассической ситуации дело обстоит совершенно иначе – нейтральная по видимости среда, универсальное казалось бы средство само обретает массу и плотность собственной телесности, становится принципиально значимым и универсально важным сообщением. Поскольку неклассика уже понимает, что беспредпосылочного (по)знания не бывает, постольку именно анализ его предпосылок и становится ключом к его осмыслению.
Дополнительная литература
Лефевр В. Рефлексия. М., 2003.
Щедровицкий Г.П. Рефлексия // Избранные труды. М., 1995.
Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
Кузнецов В.Ю. Сдвиг от классики к неклассике и наращивание порядков рефлексии в философии // Вестник Московского университета, серия 7 Философия, 2008, № 1.
Выходные данные:
- Просмотров: 1536
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 02.12.2010
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Кузнецов Василий Юрьевич
- доцент; кандидат философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:Категории:Детализирующие понятия:
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Основополагающие вопросы философии; Субъект-объектное отношение; Трансцендентализм.