Зарегистрироваться

Платонизм

Категории Философия | Под редакцией сообщества: Философия

Платонизм (объективный идеализм) – обобщенное название философских стратегий и учений (учение о мире идей самого Платона, учение об уме как форме форм Аристотеля, учение об эманациях первоединого в неоплатонизме, монадология Лейбница, панлогизм Гегеля, метафизический волюнаризм Шопенгауэра и вдохновленные ими многообразные варианты и философские инициативы вплоть до ХХI века). Для объективного идеализма характерен ответ на вопрос об основаниях возможности и причине существования мира, его познаваемости, существовании самого человеческого разума посредстовом постулирования сверхприродного (вне пространства-времени), субстанциального разумно-волевого начала. Благо, Ум-перводвигатель, Сверхсущее Единое, Мировой разум, Абсолютная идея, Мировая воля – таковы метафизические псевдонимы Бога как автора-творца, вседержителя-пантократора, промыслителя-зиждителя мирового космологического процесса и человеческой истории.

Термин "идеализм", по-видимому, введен в устойчивый оборот Лейбницем в его полемике с Бейлем (1712) и окончательно закреплен авторитетом Канта, причём Лейбниц прямо увязал "идеализм" с учением об идеях Платона.

Материалистическая критика объективного идеализма (от Фейербаха и Маркса до Фрейда, Ницше и современной нейропсихологии) усматривает в образе "философского Бога" всего лишь гипертрофированную аналогизирующую проекцию на мир в целом человеческого разума с его целеполаганием, рефлексивностью и креативностью, а также экзистенциального "трепета" фундаментальных человеческих страхов, вожделений и надежд. "Тайна" же такого проецирования, воспроизводимого в истории культуры и философской мысли с постоянством "коллективного невроза" (Фрейд) усматривается в сложных психологических и социальных механизмах самоотчуждения (Фейербах, Маркс), продуцирующих превращенные иллюзорные формы сознания, часть из которых уходит корнями в эволюционное прошлое человеческого рода.

Объективный идеализм в разных его исторических вариантах служит философским концептуальным языком и аргументативно-методологическим иструментарием теологических доктрин всевозможных теистических, деистских и пантеистических форм религиозного мировоззрения.

Помимо неистощимых религиозных и нравственных мотивов у объективного идеализма имеются и онтогносеологические основания, позволяющие понять его непрерывное воспроизводство в качестве философско-методологического кредо ряда крупных ученых-теоретиков из самых разных областей науки новейшего времени. Очевидная, например, для многих математиков и физиков автономия и транссубъективность мира идеальных объектов науки и ансамблей их отношений, непостижимая сложность органической жизни, гармоническая упорядоченность природных процессов на всех известных научному разуму уровнях организации реального мира; наконец, тайна существования сознания и самого факта познаваемости мира, выразимости природных закономерностей в математической форме, - все это, образуя поле непрекращающихся и непримиримо-принципиальных философских дискуссий и размежеваний, допускает онтологическую интерпретацию в свете гегелевского, например, варианта "абсолютного идеализма". Мысль и идея, понятые отнюдь не как психическое событие, производное от функционирования мозга человеческого индивида, а как система идеальных форм и ступеней мирового процесса, в самой себе имеющая источник самодвижения и развёртывания внутреннего содержания – это то объективно-реальное и субстанциальное, что составляет внутреннюю сущность мира. Мышление составляет субстанцию-субъект вещей, их пребывающую внутреннюю природу, в отличие от постоянно-изменчивого, непрерывно и неисследимо становящегося-иным, преходящего наличного бытия. В логическом, как его осмысливал и описывал Гегель на своём трудном для предвзятого здравого смысла языке и понятом как "система определений мышления", "противоположность между субъективным и объективным (в её обычном значении) отпадает." "Логическое есть абсолютная форма истины….больше того, само есть чистая истина…"[1]. Абсолютному идеализму Гегеля, при всём неприятии его панлогизма многими христианскими богословами, а "мистицизма" и спиритуализма - ориентированными на конкретность и "посюсторонность" природно-исторического мира учеными, интеллектуальная история Европы, тем не менее, многим обязана. Можно упомянуть и всесторонне развитую диалектическую методологию, идейное и эвристическое богатство которой высоко оценивали не только классики марксизма, но и многие влиятельные мыслители ХХ века очень разных взглядов (от Вл. Соловьёва до Гадамера, Сартра и Рикёра). Духом и концептуальным арсеналом историзма современная философия также в первую голову обязана Гегелю, а вовсе не только Марксу, Дильтею или, например, Дарвину. Современная синергетическая идеология общенаучного и междисциплинарного синтеза и миропонимания иногда явно, а по большей части неявно и необязательно отдавая себе отчёт, апеллирует к платоно-аристотелевским формам-идеям и диалектическим механизмам онтологического морфогенеза.

Дополнительная литература

Лебедев С.П. Идеализм: история и логика генезиса. СПб., 2008.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

Ссылки

  1. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974. §§ 19-23.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.