Зарегистрироваться

Трансцендентализм

Категории Философия | Под редакцией сообщества: Философия

Трансцендентализм (критический идеализм) – собирательное название для философских концепций и программ, смысловым ядром которых является радикализация критической рефлексии над условиями возможности рационального познания и морального выбора. Исторически связанная главным образом с оригинальным вкладом в интеллектуальное наследие Запада творчества Декарта, Лейбница, Канта, Гуссерля, а также многими выдающимися мыслителями-неокантианцами и феноменологами, творчески и самобытно развивавшими идеи Гуссерля, сама тенденция рефлексивного обращения на состав, структуру, порождающие механизмы и границы познавательной способности человека совпадает с доминирующим стилем новоевропейского философствования 17-19 веков. Не так уж и важно искать исторические параллели и предпосылки того что называют сегодня гносеологическим поворотом, смещением акцента на "географию духа" (Юм), "геологию духа" и "физиологию разума" (Кант). Саму идею о врожденных идеях впервые высказал Платон, философию как главным образом мышление о мышлении определял Аристотель, очевидность собственного существования через сомнения осмысливал Августин. Термины "априорный", "апостериорный", "трансцендентный", "трансцендентальный", "антиномия", "апперцепция", "рефлексия" и ряд других, обозначающих важнейшие понятия обновленного по смыслу языка философии Локк, Лейбниц и Кант заимствуют из латиноязычной схоластики и языка юриспруденции своего времени.

Новый проблемно-концептуальный горизонт начинается с острой полемики вокруг статуса и источника всеобщих и необходимых утверждений, составляющих смысл и итог научного поиска как в математике, так и, особенно, в революционно обновленном естествознании, читающем "книгу природы" на языке алгебры и геометрии, вынужденной отвечать в условиях экспериментального принуждения. "Нет ничего в интеллекте, чего не было бы прежде в чувственном восприятии…за исключением самого интеллекта", - так реагирует Лейбниц-математик на отрицание врожденных идей гуманитарием Локком.

Фундаментальность и острота проблемы - в невозможности понять и внятно объяснить, каким образом эмпирический опыт, ставшей священным и заклинаемым идолом учёных и мыслителей новой исторической генерации и наполненный отдельными вещами, которые надо еще постулировать по ту сторону непрерывного потока чувственных восприятий, порождает или хотя бы соответствует универсальным номологическим утверждениям теории, оперирующей языком уравнений, неравенств и т.п. Знания формулируются преднамеренно, целеустремленно и сознательно мыслящим субъектом в горизонте опыта, по поводу опыта и с подтверждением по строго определенным процедурам фрагментами опыта. Как же возможно синтетическое априори, которыми только и прирастает человеческое познание, вершится осознанный выбор, выносится моральное суждение – то есть реализуется свобода и автономия разумного человека? Гносеологический поворот приводит к трансцендентальному повороту, последствия которого для теоретической философии неисчислимы и составляют предмет осмысления и категорического оспаривания, придумывания альтернатив по сей день.

Трансцендентальное у Канта – антоним эмпирическому, априорное составляет условие возможности разумно-осмысленного и систематического опыта. Трансцендентальное сознание, Я-субъект радикально отличен от эмпирической психологической жизни, представленной "изнутри" самопереживанию и интроспективному восприятию. Мир раскалывается по иной оси, нежели для спиритуалистической метафизики. Бытие для нас, феноменальный мир явлений необратимо отличен от мира вещей в себе, выступающего умопостигаемой границей возможного опыта. Мир идей больше не располагается в трансцендентном платоновском мире. Он часть мира трансцендентально субъекта, как его автора и пользователя. Формы чувственности, категориальные формы рассудка, синтезирующие, регулирующие и ориентирующие целостность опыта идеи чистого теоретического и практического разума – априорны, внеопытны (хотя только благодаря им человеческий опыт вообще возможен и плодотворен), и никакой логический путь, как скажет потом А. Эйнштейн и повторит К. Поппер, не ведет от эмпирии к теории. Теоретические гипотезы генерируются "изнутри свободы", в творческой спонтанности, не имеющей ничего общего с аффективным произволом по природным позывам тела. Само Я, составляющее одновременно и усматривающе-идентифицирующий акт и предмет его направленности в картезианском когито, "не только не есть продукт отдельных перцепций", но служит фундаментальной предпосылкой того, чтобы нечто вообще могло быть определено как "перцепция""[1]. Трансцендентальный идеализм Канта, который он тщательно ограждал от какого-либо уподобления "проблематическому идеализму" Декарта и, тем более, провокативному солипсизму раннего Беркли, поставил перед философией ряд фундаментальных и трудных задач. Если связанное даже в перцептивном представлении есть собственное произведение субъекта, то какова, собственно, онтология этого субъекта, его сознания, каков источник и механизм категориальных синтезов, протекающих кроме всего прочего "пассивно", то есть вне рефлексивного контроля? В каком языке обсуждать эти проблемы? Натуралистический язык телесно-органических или эволюционных механизмов Кант прямо и ясно отвергал, хотя обскурантом и мракобесом не был ни в коем случае (он - независимый соавтор "небулярной гипотезы" Канта-Лапласа, энтузиаст и проповедник ньютонианского естествознания, наиболее авторитетный идеолог Просвещения, резкий критик религиозного фанатизма и догматизма, "грёз духовидцев" всяческого рода). Составляющая последние несколько десятилетий эпицентр неимоверных интеллектуальных и полемических усилий "трудная проблема сознания" (Д. Чалмерс) время от времени побуждает отдельных (неизбежно остающихся в малозаметном меньшинстве) философски образованных теоретиков покинуть плотные ряды энтузиастов естествознания и прочих гносеологических оптимистов от научного прогресса и внимательно вникать в аргументы Канта, которыми он налагал прямые ограничения на нашу познавательную способность, столь триумфально-успешную и безудержную в концептуальном и практическом освоении всего, что может быть представлено в объективированном виде, - ограничения в том векторе ее усилий, где она обращается на условия собственной возможности. Усилий, как однажды выразился Кант, хотя и "бесплодных, но не бесславных".

Дополнительная литература

Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и культура. М., 1995

Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб., 2004.

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997.

Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии М., 2000.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

Ссылки

  1. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. С. 179  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.