Зарегистрироваться

Информационное благо

Категории Экономическая информатика | Под редакцией сообщества: Экономика

Эта версия статьи от 22 Ноябрь 2010 13:11, редактировал Скрипкин Кирилл Георгиевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Информационные блага существуют в двух формах – информационного продукта и информационной услуги.

Информационный продукт – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователя и представленная в виде товара.

Информационная услуга – услуга, удовлетворяющая информационные потребности пользователя путем предоставления доступа к информационным продуктам.

Виды информационных благ

Все информационные блага можно разделить на три основные класса: универсальные, рассеянные и смешанные.

Универсальное информационное благо может быть потреблено в том виде, в каком представлено в том виде, в котором его получает пользователь. К таким благам относится, например, художественная литература, искусство, пресса, программное обеспечение общего назначения. Когда речь идет об «информационных продуктах» или «информационных услугах», обычно подразумеваются именно универсальные информационные блага.

Рассеянное информационное благо не существует и не может быть потреблено вне определенного локального контекста. К таким благам относятся знания и опыт конкретного человека, информационные продукты, создаваемые в рамках организаций для собственных нужд, общие воспоминания и опыт группы людей (например, семьи) и т.д. Эти информационные блага в настоящее время, как правило, не продаются и не покупаются. Новой тенденцией в этом отношении становится «блогосфера» - совокупность сетевых дневников («блогов»), но и блогосфера лишь в ограниченной степени является объектом коммерческих отношений.

Наконец, к смешанным относятся такие информационные блага, потребление которых требует создания новой рассеянной информации. Например, бюджетирование сегодня в значительной степени стандартизовано, однако применение стандартных моделей бюджетирования в организации требует создания целого массива специфичной рассеянной информации: выбора ответственных лиц, создания списка бюджетных статей, определения «жёсткости» бюджета, т.е. возможности его корректировки в дальнейшем, и т.д. От универсальных благ смешанные блага отличает необходимость процесса внедрения, в котором и создается необходимая рассеянная информация. От рассеянных благ смешанные блага отличаются возможностью тиражирования. Так, в нашем примере одна и та же модель бюджетирования может быть внедрена в различных организаций, однако для каждой будет создан специфический массив рассеянной информации. К смешанным информационным благам относятся услуги консалтинга, сложные информационные системы и ряд других продуктов

Особенности универсальных информационных благ

Универсальные информационные блага имеют целый ряд специфических свойств, отличающих их от привычных экономистам материальных благ. Вот важнейшие из этих свойств:

1.      Информационное благо не уничтожается при потреблении. Более того, если информационное благо интенсивно используется, ценность его обычно возрастает. Для научной и прикладной информации такое возрастание ценности проявляется в расширении и углублении информации и знаний по данному вопросу (например, развитие научной теории, развитие отрасли и практических знаний о ней и т.д.), для объектов культуры – в разнообразии интерпретаций и смыслов, связываемых с данным благом.

2.      Восприятие информационного блага обычно субъективно – разные потребители воспринимают одно и то же информационное благо по-разному.

3.      Ценность информационного блага заранее неизвестна и проверяется преимущественно на опыте. В результате потребления информационных благ создает своеобразный порочный круг – до момента потребления потребитель не знает ценность блага, а после потребления он не имеет стимулов оплачивать это благо. Для преодоления этого порочного круга в информационной индустрии наработан целый ряд моделей, главной из которых на сегодня является авторское право.

4.      Специфическая структура издержек – 90-95% себестоимости информационного блага относится к постоянным и невозвратным и лишь 5-10% к переменным издержкам. В результате себестоимость одной копии информационного продукта обратно пропорциональна числу копий, т.е. объему продаж. Это придает особую остроту конкуренции в данном секторе, в том числе и ценовой конкуренции (ценовым войнам). Минимальной границей цены информационного продукта оказываются переменные издержки, составляющие незначительную долю стоимости и цены копии продукта.

5.      Следствием структуры затрат становится ценовая дискриминация – фактически один и тот же продукт продается разным покупателям (с разной склонностью платить) по разным ценам. Широко распространенный способ ценовой дискриминации на рынке информационных продуктов – создание версий. Книги выпускаются в твердом переплете и в бумажной обложке, кино выпускается в форме кинопроката, домашнего видео и телепоказов, программные продукты существуют в студенческой, домашней и бизнес-версиях и т.д.

6.      Для многих, но не всех универсальных информационных благ характерны высокие издержки переключения при переходе от одной технической оболочки информационного продукта к другой. Такие издержки оказываются особенно высоки в производстве аппаратного и программного обеспечения обработки данных – раз выбрав определенный стандарт или семейство стандартов пользователь не может перейти на другой стандарт без значительных затрат. В результате пользователь оказывается привязанным к определенной программной или аппаратной платформе («блокированным»[1]).

7.      Для универсальных сетевых благ действует мощный положительный эффект сети. Сеть может быть физической (например, локальная или глобальная сеть передачи данных) или виртуальной, состоящей из комплементарных благ (например, персональный компьютер и программное обеспечение к нему). Для конечного пользователя ценность сети при прочих равных условиях тем выше, чем больше пользователей в этой сети. В большой сети легче найти нужного контрагента, обменяться с ним данными, получить техническую поддержку и многое другое. В результате даже небольшое конкурентное преимущество лавинообразно усиливается: больше рыночная доля – больше число приверженцев – больше ценность возникающей сети – больше рыночная доля и т.д. Результатом становится появление единоличного лидера отрасли – «рынок, на котором победитель получает всё»[2].

Особенности смешанных информационных благ

Основное отличие смешанных информационных благ от универсальных – необходимость создания рассеянной информации в ходе процесса внедрения. В результате в их себестоимости доля переменных издержек выше, а постоянных издержек – ниже, чем для универсальных информационных благ. По этой причине для смешанных информационных благ характерна менее острая конкуренция, особенно в её ценовой форме. В то же время издержки переключения и сетевые эффекты, а также неуничтожимость информации, её субъективность и необходимость проверки на опыте не отличаются от таковых для универсального информационного блага. Столь же интенсивна и ценовая дискриминация – фактически такое благо может продаваться по отдельной цене для каждого отдельного клиента (т.е. осуществляется первая степень ценовой дискриминации).

Таким образом, как сами информационные блага, так и их рынки обладают целым рядом специфических свойств, которые должны учитывать производители и потребители этих благ, а также государство, регулирующее их производство и обращение.

Ссылки

  1. Англ. Locked-in  ↑ 1
  2. Англ. Winner-takes-all market  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.