Зарегистрироваться

Социальное партнерство в сфере труда

Категории Трудовое право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в разнообразных формах с помощью различных органов, функционирующих на разных уровнях.

Понятие социального партнерства в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, его особенности и основные принципы

Идеи социального партнерства появились в Западной Европе в конце XIX в. Собственно учение о социальном партнерстве было сформировано в Германии после Второй мировой войны[1]. Сущность отношений социального партнерства вызывала острые дискуссии в трудовом праве в 60-е гг. прошлого столетия. Научные споры продолжаются и сейчас, однако преобладающей является точка зрения на социальное партнерство как прогрессивное направление в развитии отношений между трудом и капиталом, позволяющее решать ­социальные проблемы цивилизованным способом, путем переговоров и взаимных уступок участников отношений социального партнерства.

В настоящее время в российском трудовом праве создана необходимая правовая база, позволяющая реально воплощать в жизнь идеи социального партнерства. Оно строится на обоюдной заинтересованности сторон социального партнерства: работников и работодателей в лице их представителей, в повышении эффективности производства, создании безопасных и здоровых условий труда, повышении социальной защищенности работников. Как свидетельствует международный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются быстрее, если стороны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию.

В этой связи необходимо использовать богатый опыт МОТ, основанной в 1919 г., которой принадлежит решающая роль в утверждении развернутой концепции социального партнерства.

Основные стандарты, касающиеся коллективных переговоров и коллективных договоров, содержатся в Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам», принятой в 1981 г., а также в одноименной Рекомендации № 163 и Рекомендации № 91 «О коллективных договорах».

Первым шагом на пути формирования в РФ системы социального партнерства в области социально-трудовых отношений стал Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров ( конфликтов)» (в настоящее время утратил силу). Дальнейшее развитие институт социально-партнерского регулирования трудовых отношений получает в ТК, где вопросам социального партнерства в сфере труда посвящены ч. 2 разд. II.

В ТК дается легальное понятие социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросу регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, субъектами социального партнерства в сфере труда выступают как работники и работодатели (а также их представители), так и органы государственной власти и органы местного самоуправления. Их правовое положение различается: согласно ст. 25 ТК работники и работодатели, действующие через своих представителей, являются сторонами социального партнерства. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как участники отношений социального партнерства и представляют интересы государства или муниципального образования. Сторонами отношений социального партнерства названные органы могут быть лишь в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Система взаимоотношений между сторонами социального партнерства реализуется в разнообразных формах с помощью различных органов. Она включает следующие уровни:

федеральный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;

межрегиональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух или более субъектах РФ;

региональный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда субъекта Федерации;

отраслевой и межотраслевой уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальный уровень, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.

Формами социального партнерства являются:

• коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

• взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

• обеспечение гарантий трудовых прав работников как более слабой стороны трудовых отношений и совершенствование норм трудового права;

• участие работников и их представителей в управлении организацией;

• участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Результатом реализации названных форм социального партнерства являются коллективные договоры в организациях и соглашения соответствующего уровня (генеральное — на федеральном уровне, региональные и межрегиональные — в субъектах РФ; отраслевые и межотраслевые; территориальные — в муниципальном образовании).

К основным принципам социального партнерства, т.е. наиболее существенным, руководящим началам, составляющим сущность социального партнерства, согласно ст. 24 ТК относятся:

• равноправие сторон;

• уважение и учет интересов сторон;

• заинтересованность сторон в договорных отношениях;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

• обязательность выполнения принятых коллективных договоров, соглашений;

• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Представительство интересов работников и работодателей

Стороны социального партнерства вступают в социально-парт­нерские отношения через своих представителей, действующих на основе законодательства о представителях работников и работодателей, содержания полномочий, которыми их наделяют стороны социального партнерства, соответствующего оформления представительства, предусмотренного в основном нормами ТК. Многие вопросы, связанные с функциями представителей работников, регулируются Законом о профсоюзах.

Характеризуя правовой статус профсоюзов, необходимо отличать внутренние отношения, складывающиеся между членами профсоюза и профсоюзной организацией и ее органами, а также отношения между различными органами профсоюзов, от внешних ­отно­шений с государственными структурами, работодателями и их представителями.

Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, ее субъектов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица ( организации) и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК).

При проведении коллективных переговоров, связанных с заключением или изменением соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

При этом в ст. 33 ТК закрепляется понятие объединения работодателей — это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного ­самоуправ­ления.

Помимо ТК правовое положение объединений работодателей определяется Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей» и иными федеральными законами (в ред. от 1 декабря 2007 г.)

Органы социального партнерства

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК).

Коллективные переговоры и урегулирование разногласий в ходе их проведения

Согласованному принятию решений в сфере социально-тру­довых отношений между представителями сторон социального партнерства способствуют коллективные переговоры. В гл. 6 ТК, посвященной коллективным переговорам, определяется их механизм, сроки начала, порядок ведения и другие вопросы.

Инициатором переговоров может выступить любая из сторон, направив другой стороне предложение в письменной форме. Представители стороны, получившие такое предложение обязаны вступить в коллективные переговоры в течение семи календарных дней со дня получения предложения. На практике инициативу по ведению коллективных переговоров обычно проявляют представители работников.

Коллективные договоры и соглашения

Трудовое законодательство дает легальное определение коллективного договора. Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпренимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ч. 1 ст. 40 ТК).

Коллективный договор является одной из разновидностей локальных нормативных правовых актов, актов социального ­партнер­ства, содержащих общеобязательные правила поведения, установленные сторонами для самих себя в рамках их компетенции. В разработке и одобрении коллективного договора вправе принимать участие все работающие в данной организации непосредственно или через своих представителей. Коллективный договор выражает интересы двух социальных групп: работников и работодателей.

Первоочередное значение коллективного договора в том, что он позволяет учитывать особенности трудовых отношений в рамках конкретной организации в зависимости от территории, характера работы, категории работников. Хотя наиболее общие вопросы, касающиеся вышеперечисленных особенностей, предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. Коллективный договор устанавливает, с учетом экономических возможностей организации, ­улуч­шенные по сравнению с предусмотренным законодательным ­ ми­нимумом трудовые и социально-экономические условия.

Нормы института коллективного договора выступают юридической формой установления условий труда, регулирования отношений между работодателем и работниками организации независимо от ее ведомственной принадлежности, формы собственности и численности работников.

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей; работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации или иным локальным актом лицом.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, или иное лицо, наделенное необходимыми полномочиями руководителем организации.

Порядок подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется в соответствии со ст. 42 ТК и иными федеральными законами.

Статья 41 ТК предусматривает, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В этой же норме даны рекомендации сторонам по кругу вопросов, которые могут решаться в коллективном договоре.

К ним относятся:

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

занятость, переобучение, условия высвобождения ­ работ­ников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления дополнительных отпусков;

• улучшение условий и охраны труда работников;

• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

• ответственность сторон, обеспечение нормальной деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

• отказ от забастовок при выполнении условий коллективного договора;

• другие вопросы, определенные сторонами.

С правовой точки зрения положения, включенные в коллективный договор, принято подразделять на:

1) нормативные (содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации);

2) обязательственные (содержащие конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и исполнителей, ответственных за выполнение, например работодатель обязуется оборудовать комнату отдыха в конкретном структурном подразделении организации. Эти условия действуют до их выполнения, а затем погашаются и уже не действуют);

3) информационные (информирующие работников организации об основных нормах трудового законодательства, об условиях отраслевых соглашений и др.).

С переходом экономики на рыночные отношения число нормативных положений и их значение резко возрастает.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, либо а порядке, установленногм самим коллективным договором.

Срок действия коллективного договора согласно ст. 43 ТК не может превышать трех лет, а вступление его в силу происходит со дня подписания договора сторонами либо с даты, установленной в коллективном договоре. По истечении указанного срока стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Соглашение — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования социально- трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателем на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и коллективный договор, соглашение является формой социально-партнерского регулирования трудовых отношений. Виды соглашений определяются в зависимости от сферы регулирования, но, как и коллективный договор, подчинены трудовому законодательству, их условия не должны ухудшать положение работников, а, наоборот, призваны повышать их социальные гарантии, условия труда и быта.

Соглашения, как правило, заключаются между тремя социальными партнерами: помимо представителей работников и работодателей в них участвуют исполнительные органы власти соответствующего уровня. Поэтому в них просматривается принцип трипартизма в отличие от двусторонних коллективных договоров, которые основаны на бипартизме.

Ссылки

  1. См.: Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права. Т.1. – М., 2003. С.274  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.