Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Обеспечение единообразного ведения учета имущества, капитала, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых предприятием, и составление и предоставление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении предприятий и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности, с помощью утвержденных законодательных и нормативных актов, стандартов, устанавливающих обязательные для исполнения всеми организациями соответствующие правила ведения и организации бухгалтерского учета.
Рассмотрим подробнее систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
В состав документов первого уровня включены законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и отчетности. К документам первого уровня относится не только Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", определяющий основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, но и другие законодательные акты, напрямую не регулирующие вопросы бухгалтерского учета, но влияющие на его организацию, например, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и другие законодательные акты.
Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен национальными стандартами бухгалтерского учета, получившими официальное название – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые разрабатываются и утверждаются Минфином России. В них обобщены базовые принципы организации бухгалтерского учета и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности; изложены основные понятия, относящиеся к бухгалтерской отчетности и отдельным объектам учета без раскрытия конкретного механизма применения их к отдельным видам деятельности.
В ходе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предполагается разработать более 30 национальных стандартов, из них по состоянию на 01.01.2009 г. утверждены и действуют 21 ПБУ.
Третий уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета – это многочисленные нормативные правовые акты, принятые различными органами исполнительной власти по конкретным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета применительно к определенным объектам учета, видам деятельности и отраслям народного хозяйства. К таким документам относятся, в частности, Методические рекомендации по применению отдельных ПБУ, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, Отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции ( работ, услуг) и т.д. К третьему уровню относится более 300 нормативных правовых актов.
Формирование документов четвертого уровня обусловлено разнообразием видов и характера деятельности различных организаций и уменьшением степени централизованного регулирования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
Внутрифирменные нормативные акты фактически представляют собой рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику, под которой понимается совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета в рамках конкретной организации.
В соответствии с требованиями действующего законодательства каждая организация обязана разработать и утвердить учетную политику. Формируется учетная политика главным бухгалтером, а утверждается – приказом руководителя организации, который в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» несет ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации.
В учетной политике каждая организация в зависимости от характера деятельности фиксирует один из способов ведения бухгалтерского учета, в случае если нормативными документами предусмотрена вариантность решения учетных вопросов, либо (при отсутствии нормативных указаний) самостоятельно разрабатывает способы ведения бухгалтерского учета исходя из общих принципов бухгалтерского учета или Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
При формировании учетной политики должны соблюдаться основополагающие принципы бухгалтерского учета, определенные в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
Последовательное применение учетной политики от одного отчетного года к другому позволяет обеспечить сопоставимость отчетных данных о результатах деятельности организации за ряд последовательных отчетных периодов, что необходимо для оценки и анализа финансового положения организации и результатов ее деятельности, адекватной интерпретации динамики финансовых показателей. В связи с этим учетная политика может быть изменена только в следующих случаях:
• изменение законодательных или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• разработка новых способов ведения бухгалтерского учета, обеспечивающих формирование более достоверной информации или уменьшение трудоемкости учетного процесса;
• существенное изменение условий деятельности организации (реорганизация, смена собственников, изменение видов деятельности).
Организация должна раскрывать в годовой бухгалтерской отчетности принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и понимание заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180) предусматривает изменение системы регулирования бухгалтерского учета посредством построения модели, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон и обеспечивающей снижение издержек регулирования с одновременным повышением его эффективности. Достижение поставленной цели должно обеспечиваться разумным сочетанием деятельности органов государственной власти в сфере регулирования бухгалтерского учета и профессионального сообщества. Повышение роли профессионального сообщества в сфере регулирования бухгалтерского учета обусловливает изменение существующей системы нормативного регулирования.
Выходные данные:
- Просмотров: 4656
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Шеремет Анатолий Данилович
- профессор; доктор экономических наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории: