Зарегистрироваться

Нормативное регулирование финансового анализа

Категории Учетно-экономические науки | Под редакцией сообщества: Экономика

 Бухгалтерский учет и аудит немыслимы без использования методов анализа финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому в основных регулирующих документах по учету и аудиту имеются ссылки на правила использования методов и процедур анализа вообще и финансового анализа в частности. Так, в составе Федеральных стандартов аудита есть особый стандарт «Аналитические процедуры», а Методологический совет Минфина России по бухгалтерскому учету рекомендовал в качестве типовой для коммерческих организаций «Методику финансового анализа деятельности коммерческих организаций»[1].

Особое регулирование финансового анализа касается неплатежеспособных организаций. Анализ финансового состояния организаций, введенных в процедуру банкротства, можно отнести к регламентируемому. Такого рода анализ является обязательным для ряда организаций. Цели проведения анализа и требуемые к раскрытию показатели и коэффициенты достаточно жестко прописаны соответствующими нормативными актами.

В ст. 70 «Анализ финансового состояния должника» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 31.12.2004) определяет цели такого анализа. В п. 2 ст.29 этого закона указано, что Правила проведения финансового анализа и Правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанной статьей в настоящее время действуют следующие акты:

  • Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 (далее – Правила). Правила определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении. К Правилам прилагаются следующие приложения, в которых содержатся необходимые требования к аналитическому отчету, составленному по результатам проведенного анализа: «Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета»; «Требования к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках»; «Требования к анализу активов и пассивов должника»; «Требования к анализу возможности безубыточной деятельности должника».

Указанные Правила обязательны при проведении анализа арбитражным управляющим. Они заменили собой в связи с принятием Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 г. № 16 «Об утверждении Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организации», которые в то же время отменены не были и в части, не противоречащей Правилам и Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)», остаются действующими. То же касается и распоряжения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФУДН) при Госкомимуществе России от 12.08.1994 г. «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» (в ред. от 12.09.1994 г.).

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства». Указанные временные правила заменили собой действующее до 2005 г. (которое и осталось действующим в части, не противоречащей вновь введенным временным правилам и Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)») распоряжение Федеральной службы по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН) от 08.10.1999 г. № 33-р «О методических рекомендациях по проведению экспертизы о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства».

Основой для проведения анализа, конечно, является бухгалтерская отчетность.

Унифицированность форм бухгалтерской отчетности, несомненно, облегчает проведение анализа.

Анализ финансового состояния должника в соответствии с Правилами включает:

  • коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, рассчитанные поквартально не менее чем за двухлетний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения;
  • причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;
  • результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках;
  • результаты анализа активов и пассивов должника;
  • результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника;
  • вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника;
  • вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства;
  • вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему (в случае если в отношении должника введена процедура « наблюдение»).

При проведении финансового анализа арбитражным управляющим проверяется соответствие деятельности должника нормативным правовым актам, ее регламентирующим. Информация о выявленных нарушениях указывается в документах, содержащих анализ финансового состояния должника.

 

 



[1] См.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.