Зарегистрироваться

Коммерчески значимая информация

Категории Информационное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Эта версия статьи от 23 Ноябрь 2010 10:51, редактировал Абросимова Елена Антоновна
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Коммерчески значимая информация (КЗИ)– совокупность сведений технического, технологического и делового характера, составляющих коммерческую тайну, включая секреты производства (ноу-хау), которые участвуют в гражданском (торговом) обороте с учетом присущих им особенностей гражданско-правового режима.

КЗИ является связующим звеном во всех направлениях деятельности хозяйствующих субъектов. По мере становления товарного рынка и создания конкурентной среды отмечается тенденция роста делового спроса на обеспечение экономической безопасности коммерческой деятельности, на использование новых технологий и методик защиты коммерческой тайны при производстве и реализации товаров. Поэтому формирование теоретических основ защиты частных интересов с использованием правовых возможностей института коммерческой тайны нужно рассматривать как самостоятельное направление науки коммерческого права.

С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Закона о коммерческой тайне и иных правовых актов в стране созданы необходимые предпосылки применения коммерческими организациями правовых средств осуществления деятельности по использованию информации и охране ее конфиденциальности.

Достижение эффективной работы по использованию правовых возможностей института коммерческой тайны, возможно, только на четко аргументированной и научно выверенной основе, в целенаправленном осмыслении и формировании   концепции правового регулирования обращения КЗИ  и охраны ее конфиденциальности, включающей совокупность объединенных внутренним единством положений: 1) характеризующих теоретико-методологические аспекты исследования института коммерческой тайны как составной части наук частного права, историко-правовые предпосылки и эволюционный характер  появления КЗИ и ее законодательного  регулирования в экономическом обороте; 2) раскрывающих понятие и сущность КЗИ,  формы ее проявления в гражданском и торговом  обороте в связи с производством и реализацией товаров, выполнением  работ и оказанием  услуг;  3) отражающих опыт правового регулирования отношений по поводу защиты информации в периоды, предшествующие современному этапу, и перспективы развития российского законодательства о коммерческой тайне; 4) характеризующих возможности использования правовых средств в сфере обращения КЗИ в рамках корпоративных, трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с охраной конфиденциальности информации; 5) характеризующих организационное обеспечение деятельности по установлению режима коммерческой тайны в коммерческой организации; 6) раскрывающих основные направления правового и научно-методического обеспечения  деятельности по охране  конфиденциальности информации.

Названные группы признаков находятся между собой в тесной взаимосвязи и позволяют в совокупности получить характеристику  механизма правового регулирования обращения КЗИ и охраны ее конфиденциальности в гражданском обороте и определить пути его дальнейшего совершенствования.

Первая группа признаков определяет влияние базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления коммерчески значимой информации в исторической ретроспективе, требующий правового регулирования и обусловливающий формирование и развитие правового института коммерческой тайны.

Вторая группа признаков показывает реальную среду гражданского оборота, где в силу рыночных условий (конкурентность, максимизация прибыли и др.) существует КЗИ и благодаря новаторству предпринимателей обеспечивает собственное «воспроизводство», что имеет значение для прогрессивного развития экономики.

Третья группа признаков представляет законодательную базу, определяющую рамки возможного и дозволенного поведения субъектов при выборе правовых механизмов использования и охраны конфиденциальности КЗИ. Эти признаки выявляются при сравнительном исследовании правового регулирования обращения КЗИ в советский и современный периоды развития России.

Четвертая группа признаков базируется на наличии связи между правовыми средствами, используемыми на корпоративном уровне при взаимоотношении работодателя и работника, в процессе заключения гражданско-правовых договоров и исполнения обязательств, связанных с соблюдением условия конфиденциальности. Она позволяет учитывать при решении задач по охране конфиденциальности информации специфику проявлений нарушений, связанных с разглашением (утечкой) КЗИ, обусловленные особенностями лиц, совершающих такие нарушения, и учитывать их в предупредительной работе по обеспечению информационной безопасности организаций.

Пятая группа признаков отражает деятельность организаций по установлению режима коммерческой тайны с учетом реальных и потенциальных угроз безопасности организации, определению степени конфиденциальности информации и осуществлению других мер до начала производства и реализации товаров (работ, услуг).

Шестая группа признаков отражает социальные явления и процессы, имеющие место в обществе, государстве и в конкретной организации, обусловливающие нарушения режима коммерческой тайны, причины и обстоятельства, им способствующие, показывает необходимость их учета в определении мер предупреждения, а также использования методов, методик и технологий обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации.

Рекомендуемая литература

1. Городов О.А. Информационное право. Учебник. М. 2007, Проспект

2. Зенин И. А. Коммерческая тайна и ноу-хау // Законодательство. 2005. № 12.

3. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М. 2002, Зерцало-М

4. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. СПб, 2000, Пресс.

5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник.  3-е изд. М. 2006, Юристъ

6. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации.  М., 2001.

7. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.