Коммерчески значимая информация
Коммерчески значимая информация (КЗИ)– совокупность сведений технического, технологического и делового характера, составляющих коммерческую тайну, включая секреты производства (ноу-хау), которые участвуют в гражданском (торговом) обороте с учетом присущих им особенностей гражданско-правового режима.
КЗИ является связующим звеном во всех направлениях деятельности хозяйствующих субъектов. По мере становления товарного рынка и создания конкурентной среды отмечается тенденция роста делового спроса на обеспечение экономической безопасности коммерческой деятельности, на использование новых технологий и методик защиты коммерческой тайны при производстве и реализации товаров. Поэтому формирование теоретических основ защиты частных интересов с использованием правовых возможностей института коммерческой тайны нужно рассматривать как самостоятельное направление науки коммерческого права.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Закона о коммерческой тайне и иных правовых актов в стране созданы необходимые предпосылки применения коммерческими организациями правовых средств осуществления деятельности по использованию информации и охране ее конфиденциальности.
Достижение эффективной работы по использованию правовых возможностей института коммерческой тайны, возможно, только на четко аргументированной и научно выверенной основе, в целенаправленном осмыслении и формировании концепции правового регулирования обращения КЗИ и охраны ее конфиденциальности, включающей совокупность объединенных внутренним единством положений: 1) характеризующих теоретико-методологические аспекты исследования института коммерческой тайны как составной части наук частного права, историко-правовые предпосылки и эволюционный характер появления КЗИ и ее законодательного регулирования в экономическом обороте; 2) раскрывающих понятие и сущность КЗИ, формы ее проявления в гражданском и торговом обороте в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг; 3) отражающих опыт правового регулирования отношений по поводу защиты информации в периоды, предшествующие современному этапу, и перспективы развития российского законодательства о коммерческой тайне; 4) характеризующих возможности использования правовых средств в сфере обращения КЗИ в рамках корпоративных, трудовых и гражданско-правовых отношений, связанных с охраной конфиденциальности информации; 5) характеризующих организационное обеспечение деятельности по установлению режима коммерческой тайны в коммерческой организации; 6) раскрывающих основные направления правового и научно-методического обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации.
Названные группы признаков находятся между собой в тесной взаимосвязи и позволяют в совокупности получить характеристику механизма правового регулирования обращения КЗИ и охраны ее конфиденциальности в гражданском обороте и определить пути его дальнейшего совершенствования.
Первая группа признаков определяет влияние базисных явлений собственности в рыночной экономике, связанных с частными интересами предпринимателей, на процесс появления коммерчески значимой информации в исторической ретроспективе, требующий правового регулирования и обусловливающий формирование и развитие правового института коммерческой тайны.
Вторая группа признаков показывает реальную среду гражданского оборота, где в силу рыночных условий (конкурентность, максимизация прибыли и др.) существует КЗИ и благодаря новаторству предпринимателей обеспечивает собственное «воспроизводство», что имеет значение для прогрессивного развития экономики.
Третья группа признаков представляет законодательную базу, определяющую рамки возможного и дозволенного поведения субъектов при выборе правовых механизмов использования и охраны конфиденциальности КЗИ. Эти признаки выявляются при сравнительном исследовании правового регулирования обращения КЗИ в советский и современный периоды развития России.
Четвертая группа признаков базируется на наличии связи между правовыми средствами, используемыми на корпоративном уровне при взаимоотношении работодателя и работника, в процессе заключения гражданско-правовых договоров и исполнения обязательств, связанных с соблюдением условия конфиденциальности. Она позволяет учитывать при решении задач по охране конфиденциальности информации специфику проявлений нарушений, связанных с разглашением (утечкой) КЗИ, обусловленные особенностями лиц, совершающих такие нарушения, и учитывать их в предупредительной работе по обеспечению информационной безопасности организаций.
Пятая группа признаков отражает деятельность организаций по установлению режима коммерческой тайны с учетом реальных и потенциальных угроз безопасности организации, определению степени конфиденциальности информации и осуществлению других мер до начала производства и реализации товаров (работ, услуг).
Шестая группа признаков отражает социальные явления и процессы, имеющие место в обществе, государстве и в конкретной организации, обусловливающие нарушения режима коммерческой тайны, причины и обстоятельства, им способствующие, показывает необходимость их учета в определении мер предупреждения, а также использования методов, методик и технологий обеспечения деятельности по охране конфиденциальности информации.
Рекомендуемая литература
1. Городов О.А. Информационное право. Учебник. М. 2007, Проспект
2. Зенин И. А. Коммерческая тайна и ноу-хау // Законодательство. 2005. № 12.
3. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М. 2002, Зерцало-М
4. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. СПб, 2000, Пресс.
5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. 3-е изд. М. 2006, Юристъ
6. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001.
7. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996.
Выходные данные:
- Просмотров: 0
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 23.11.2010
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: пользовательская
- Рейтинг: 0.0
Автор:
Абросимова Елена Антоновна
- доцент; кандидат юридических наук
- Редактор
Ссылки отсюда
Персоны:
Городов Олег Александрович; Зенин Иван Александрович; Лопатин Владимир Николаевич; Сергеев Александр Петрович;
Произведения:Информационное право; Коммерческая тайна и ноу-хау; Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации.;
Категории:Детализирующие понятия:Гражданско-правовой договор; Деятельность; Информация; Общество; Производство; Развитие; Рынок; Рыночная экономика; Собственность; Спрос; Технология; Товар.