Корпоративное регулирование отношений в сфере обращения коммерчески значимой информации
По мере уменьшения масштабов государственного правового воздействия на экономику и увеличения степени самостоятельности коммерческих организаций актуальным является вопрос о механизме корпоративного регулирования обращения КЗИ. Формирование механизма предполагает учет факторов воздействия внешней среды на хозяйственную деятельность, и выработки адекватных мер противодействия угрозам. Значение имеет правильный выбор актов корпоративного права, возможностей использования обычаев делового оборота, деловых обыкновений, используемых в информационной сфере.
Обычаи делового оборота используются в организациях для поддержания фирменного имиджа и охраны коммерческих секретов, и получают распространение в коммерческой практике. Речь идет о соблюдении правил поведения при деловых контактах с партнерами и конкурентами, когда работники не имеют права обсуждать цены, условия продажи, расходы, производственные планы и другую КЗИ. На многих фирмах действует порядок, в соответствии с которым запрещается совмещение трудовой деятельности на конкурирующей фирме. Работа по совместительству у покупателей или поставщиков фирмы возможна с разрешения руководства организации. Работники не должны извлекать собственную коммерческую выгоду из деловых контактов, если они противоречат интересам фирмы.
Основным источником корпоративного права в сфере обращения КЗИ является корпоративный акт. По юридическому содержанию действующие в данной сфере акты являются в основном регулятивными. Они устанавливают режим коммерческой тайны и определяют поведение администрации и работников по поводу использования, передачи и охраны КЗИ. Эти нормы, наряду с акционерными, финансовыми, трудовыми и иными нормами регулируют важное направление деятельности организации, связанное с обеспечением ее информационной безопасности. Причем являются регулятором как внутренних процессов обращения КЗИ, так и регулируют взаимоотношения с внешней средой. Организации могут вводить меры поощрения за труд, связанный с сохранением КЗИ (льготы, надбавки к заработной плате), однако они не вправе устанавливать дополнительные санкции за совершение правонарушений, поскольку это является прерогативой государства.
Акты общего характера, регулирующие управленческие и финансовые вопросы, закрепляют права и обязанности, определяют поведение лиц при обращении КЗИ. Специальные корпоративные акты, регламентируют конкретные правила обращения КЗИ, в частности, перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, условия обеспечения сохранности коммерческой тайны, порядок действия разрешительной системы и другие.
Корпоративное регулирование сферы обращения КЗИ отражает общую концепцию воздействия норм корпоративного права на процесс управления организацией и ее имуществом и создает необходимые предпосылки для обеспечения охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Оно выполняет регулятивную (устанавливает и уточняет взаимные субъективные права и юридические обязанности по поводу КЗИ), конкретизирующую (уточняет общие положения Закона о коммерческой тайне применительно к конкретной ситуации, сложившейся при обращении КЗИ), правовосполнительную (по необходимости и усмотрению организации осуществляет урегулирование отношений по поводу КЗИ, которые не охвачены нормами действующего законодательства) функции. Реализация названных функций позволяет организациям значительно расширить границы гражданско-правового регулирования и охраны КЗИ.
Рекомендуемая литература
Северин В.А. Правовое регулирование коммерчески ценной информации // Законодательство. 2000. № 9.
Северин В.А. Правовая защита информации в коммерческих организациях. Учебное пособие для вузов /Под ред. проф. Б.И. Пугинского. М.: Изд-во «Академия». 2009.
Выходные данные:
- Просмотров: 1452
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 31.01.2011
- Версий: 5 , текущая: 5
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Абросимова Елена Антоновна
- доцент; кандидат юридических наук
Ссылки отсюда
Персоны:Произведения:
Правовая защита информации в коммерческих организациях;
Категории:Детализирующие понятия:Деятельность; Информация; Норма; Организация; Правонарушение; Труд; Фирма.