Зарегистрироваться

Информационное право

Категории Информационное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Информационное право в специализированных исследованиях считается комплексной отраслью российского права, регулирующей общественные отношения, связанные с созданием, сбором, получением, хранением и использованием информации.

Вопрос о том, что информация может быть объектом правового регулирования, ведется в отечественной научной дискуссии с 70-х гг. ХХ века. Рядом исследователей, например, проф. А.Б. Венгеровым на основе анализа специфики функционирования социальной информации в сфере управления народным хозяйством тогда был поставлен вопрос о существовании особого вида общественных отношений – информационных.

Возникновение информационных отношений прослеживалось в выделении нового направления деятельности, осуществляемой в сфере государственного управления. Утверждалось, что если предметом управленческих отношений является принятие и исполнение решений, то предметом информационных отношений выступают различные операции с информацией, которые призваны обеспечивать административно-хозяйственную деятельность. С развитием данной научной дискуссии постепенно завоевала авторитет позиция, в соответствии с которой информационные отношения существуют не только в сфере управления народным хозяйством, но и в иных сферах общественной деятельности.

Новый виток мировой научно-технической революции, связанный с активизацией массового использования персональных компьютеров и развитием глобальных сетевых информационных ресурсов, привел к еще большему расширению и универсализации правовой проблематики информационных отношений.

Сегодняшний уровень развития информационного права как комплексного образования пока не предполагает глубокой теоретической дискуссии относительно самостоятельного информационно-правового метода регулирования, специфики информационно-правовых норм, информационно- правовой ответственности и других теоретических вопросов, свойственных классическим отраслям права, поскольку для становления комплексной отрасли в их разрешении нет необходимости. Условное признание информационного права в качестве комплексной отрасли права объясняется тактическими соображениями о потребностях оперативного правового реагирования на новые социальные вызовы, формирующиеся, в свою очередь, в связи с продолжающимся бурным информационно-технологическим развитием. Иными словами, сегодня информационное право выступает буферной зоной для испытания новых в российской правовой системе средств и механизмов разрешения проблем общественных отношений, вызванных последними информационно-технологическими новациями.

Информационные процессы неизбежно сопровождают любую социальную активность. Однако это не означает, что информационное право способно регулировать все соответствующие отношения. В этой связи крайне актуален вопрос о границах информационного права. Собственно информационные отношения, составляющие предмет информационного права отличаются от прочих видов общественных отношений тем, что та или иная операция с информацией является целью общественного отношения, а не вспомогательным средством для достижения какой-либо иной цели.

Исходя из специфики таких «собственно информационных отношений», можно выявить некоторые черты правового регулятивного воздействия, на основе которых возможно эффективно корректировать общественные отношения по поводу информации. Так, например, более выгодным в системе информационных отношений можно считать положение того субъекта, который контролирует распространение информации, обеспечивая ее массовость в случае с деятельностью средств массовой информации, либо, наоборот, обеспечивая закрытость круга потребителей особо ценной информации в случае с ноу-хау или государственной тайной. Отсюда очевидно, что поощрение или ограничение участия в информационном обмене может являться основной для поиска метода, а также и особой формы ответственности в особом «информационно-правовом регулировании».

В связи с множеством условностей в рассуждениях об информационном праве как самостоятельной отрасли, также нельзя признать до конца определенным вопрос о ее системе. Комплексные научные работы по информационному праву обычно избегают претензий на исчерпывающее освещение соответствующей проблематики, и следуют, как правило, за опережающим развитием информационного законодательства. Среди основных относительно самостоятельных блоков информационного законодательства можно назвать законодательство о средствах массовой информации, о доступе к правительственной информации, о защите информации.

Что касается специфики информационно-правовых норм, особых источников и других атрибутов информационного права как самостоятельной отрасли права, то можно признать дальнейшую теоретическую разработку таких вопросов, по меньшей мере, интересной.

Рекомендованная литература

1. Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991.

2. Бачило И. Л. Информационное право. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

3. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право./Под ред. академика РАН Б. Н. Топорнина. СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005.

4. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М., 1978.

5. Войниканис Е.А., Якушев М.В. Информация. Собственность. Интернет: традиция и новеллы в современном праве. М.: Волтерс Клувер, 2004.

6. Городов О. А. Информационное право. М.: Проспект, 2009.

7. Дозорцев В.А. Вопросы информации в Гражданском кодексе Российской Федерации // Научно-техническая информация. Серия 1. 1998. №3.

8. Информационное право. Актуальные проблемы теории и практики./Под редакцией И. Л. Бачило. М.: Юрайт, 2008.

9. Копылов В. А. Информационное право. М.: Юристъ, 2005.

10. Федотов М.А. Право массовой информации в Российской Федерации. М., 2002.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.