Зарегистрироваться

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Категории Уполномоченный по правам человека | Под редакцией сообщества: Уполномоченный по правам человека

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка — институт, введенный указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Представляет собой непосредственно Уполномоченного и его аппарат. Назначение и снятие с должности осуществляется Президентом Российской Федерации. У детского омбудсмена нет аппарата, который имел бы самостоятельное финансирование, которое было бы зафиксировано в бюджете. Обеспечение деятельности его аппарата осуществляет аппарат Общественной палаты Российской Федерации.

Уполномоченный по правам детей представляет собой пример исполнительного омбудсмена, т. е. данный контрольный институт назначается главой исполнительной власти и осуществляет контроль за действиями администрации. Критики указывают также на то, что отсутствие закона, на основании которого действует детский омбудсмен, снижает потенциал данного института.

Перед Уполномоченным при президенте по правам детей стоят следующие задачи:

  • обеспечивать защиту прав ребенка и содействовать восстановлению нарушенных прав ребенка;
  • способствовать правовому просвещению в области защиты прав ребенка.

Для этих целей он имеет право:

  • отправлять запросы и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • беспрепятственное посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
  • проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, заключение с рекомендациями относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
  • привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Модель, в соответствие с которой создан детский омбудсмен в Российской Федерации, не является наиболее распространенной. К тому моменту, когда институт был создан в России, уже существовало довольно значительное количество детских уполномоченных. Уже в 2005 г. была создана Ассоциации Уполномоченных по правам детей в субъектах РФ.

В регионах были в основном распространены две модели:

  • создание отдельного управления в рамках аппарата уполномоченного по правам человека, во главе которого стоит заместитель уполномоченного. Существование такого отдела могло быть как зафиксировано в региональном законе, так и не иметь там специального закрепления;
  • учреждение отдельной должности уполномоченного по правам детей, который действует на основании отдельного закона, имеет свой аппарат и никак не связан с уполномоченным по правам человека в регионе.

Критики нынешнего института Уполномоченного Президента Российской Федерации по правам детей указывают на то, что отказ от закрепления данного института в законодательстве, отсутствие собственного аппарата, который имел бы фиксированный штат и бюджет, а также недостаточные полномочия могут превратить федерального детского омбудсмена в малоэффективный институт. Впрочем, даже критики признают тот факт, что главная сила любого уполномоченного, детского в том числе, заключается в профессиональном и моральном авторитете. Использование данный средств умело может нивелировать разницу между уполномоченным, положение которого закреплено законодательно и того, кто существует в рамках указа главы исполнительной власти. Впрочем, если следовать международной практике, то следует признать, что законодательное закрепление признается одним из необходимых средств по повышению независимости и эффективности работы омбудсмана.

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ:

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.