Кириллические памятники
Описание – важнейший результат камеральной археографии, всестороннего изучения каждого памятника, независимо от того, состоит он из одного или многих сотен листов. Методика изучения и правила описания зависят от времени возникновения и материала, на котором рукопись написана.
↑Методика изучения кириллических памятников
Книги и документы, возникшие до XIV в., и большинство памятников XIV в. написаны на пергамене – специально выделанной телячьей или заячьей коже, почерками, которые получили название «устава». Кириллические рукописи возникшие до конца XIV в. тщательно выявлялись, изучались, публиковались и вошли в Сводные каталоги, подготовленные под руководством Археографической комиссии АН СССР (ныне РАН). Эти работы ныне продолжаются, поэтому основное внимание сегодня обращается на описание кириллических рукописей, начиная с XV в. При подготовке сводного каталога в Археографической комиссии были изданы методики описания письменных памятников, которые во многом определили основные задачи, параметры, правила и глубину описания рукописных памятников. Они появились в результате тщательного обсуждения проблемы унификации правил описания, принятых в разных фондохранилищах. Эта работа, которая проводилась при непосредственном участии Д.С. Лихачева и сотрудников Археографической комиссии, позволила унифицировать обязательные характеристики каждого памятника, глубина раскрытия которых и место данной информации в описании и ряд других рубрик, зависят от древности, характера памятника, принятых в хранилище правил, возможности дальнейшей публикации этих описаний и, прежде всего, от профессиональной подготовки исполнителей.
↑Опыт описания рукописей археографами МГУ
Археографы МГУ разработали, на основе анализа многочисленных уже существовавших работ археографов и предложенных методик и традиций, свои правила описания рукописей, которые, вместе с развитием науки, постоянно дополняются и модернизируются. Характер описания, его состав и уровень передачи информации, используемую терминологию определяют задачи археографии как научной дисциплины – дать максимально точное, четкое, в принятых терминах и понятиях описание всех невербальных характеристик памятника; привести в той или иной степени полноты роспись его содержания по общим правилам или правилам, принятым для данной работы; указать, при возможности, источник поступления памятника в хранилище, публикации, в которых рукопись разбиралась или даже упоминалась. Необязательная, но очень полезная для будущего читателя рубрика – примечания авторов описания, их наблюдения и выводы, сопоставления, выходящие за рамки именно археографического описания, которое не претендует на источниковедческое исследование текста.
Поэтому, в зависимости от целей описания, комплекса описываемых памятников, подготовки археографов, роспись содержания предполагает несколько вариантов выявления и передачи информации. Однако необходимо строго проводить принятые правила при описании всех памятников, включенных в данный комплекс. Во многом значение описаний зависит от правильности выбранного характера источника: по типам рукописей (певческие, лицевые), характеру их содержания (исторические, литургические); происхождению (старообрядческие, находки археографических экспедиций); принадлежности к исторически сложившимся библиотекам (из собрания Иосифо-Волоцкого монастыря) или к современному хранилищу (рукописи библиотеки Казанского государственного университета); по хронологии памятников (только данного хронологического периода и т.д.). Варианты этого выбора неограничены, так как диктуются в том числе и вставшими перед учеными проблемами и задачами, которые можно рассматривать на памятниках, вошедших в описание.
По этим правилам были подготовлены и изданы описания славяно-русских рукописей XV-XVII вв., полученных археографическими экспедициями. Подготовлена и напечатана методика, определяющая основные рубрики описания, необходимую глубину информации, правила передачи подлинного текста, основные выработанные формулы передачи археографической информации. В методическом пособии приведены основные, необходимые при описании рукописей справочники, изданные каталоги и литература. Именно эти методические правила были представлены участникам проведенных Археографической лаборатории Школ (см. программа «МГУ – Российской провинции»). По ним ведется описание рукописей XV-XVII вв. в Пермском крае. Методическое пособие дает достаточно детальное представление об основных и дополнительных разделах описания. Это: дефиниция, содержащая основные сведения, которые удалось получить на основании изучения памятника: автор и название памятника; если известно, то место его написания и имя писца, датировка, формат и размер рукописи, ее листовой состав, характер почерка, количество писцов; характеристика языка: извод, особенности орфографии. В подробном описании всех филиграней раскрывается (и проверяется) датировка памятника. Поскольку датировка рукописей по филиграням бумаги, на которой они написаны, представляет наибольшие трудности для начинающего специалиста, и занимает значительное время, сотрудником Археографической лаборатории А.В. Дадыкиным было подготовлено и опубликовано специальное методическое пособие, учитывающее аналогичные более ранние работы и вновь вышедшие альбомы филиграней. В 2010 г. вышло его второе издание этого методического пособия.
Поскольку задача археографа при описании – максимально четкое, объективное изложение фактов, т.е. фактического состояния памятника, а не исследование его текста, это и определяет необходимый (и достаточный!) уровень информации. Несомненно, эта грань расплывчата, различна для хорошо и слабо изученных типов книг или текстов, зависит от субъективных интересов археографов, но всегда должна быть не только хорошо продумана, но и четко объяснена и проведена во всех описаниях.
Этот принцип касается всех разделов описания рукописей, и достаточно очевидных по их наполнению, как, например, описание филиграней: место в рукописи (листы), тип, вид и т.д. знака, отсылка к №№ альбомов, характер близости знака в рукописи и в альбоме, датировка; так и рубрик, объект которых слабо изучен. Например, описание переплета, в котором необходимо указать характер материала, датировку переплета и ее аргументацию, сохранность, назвать характер украшений, их материал, технику и ее время. Такая работа требует серьезных и разнообразных знаний, поэтому в описаниях при современном уровне изученности проблемы, часто только указывается наличие и характер переплета.
Описание рукописей еще раз обращает внимание на комплексный характер археографии как историко-филологической дисциплины. Без знания истории языка, текстологии и кодикологии описания будут носить неполный характер, что может исключить из будущих исследователей рукописей широкий круг специалистов.
↑Рекомендуемая литература
Каменцева Е.И. Хронология: Учеб. пособие для студентов вузов
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования.
Круглова Т.А. К вопросу о становлении русского книжного письма XV века
Литвина Н.В. Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А. Чадовой.
Мельникова Дарья. В стране измерений
Муравьев Анатолий Васильевич. Палеография. Сборник снимков с русского письма XI –XVIII вв.
Поздеева И.В. Новые задачи и возможности археографии
Шмидт С.О. Московский университет 1960-х – 1990-х годов и развитие археографической культуры России.
Выходные данные:
- Просмотров: 1364
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 21.03.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Поздеева Ирина Васильевна
- профессор; доктор исторических наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Дадыкин Антон Владимирович; Лихачев Дмитрий Сергеевич;
Произведения:В стране измерений; Вспомогательные исторические дисциплины: прошлое, настоящее, будущее; К вопросу о становлении русского книжного письма XV века; Массовые источники по истории старообрядческих поселений Пермского региона второй половины XIX-XX вв. как база комплексных исследований; Методические указания по определению и датировке бумаги русских кириллических книг XV-XX вв.; Методы исторического исследования; Новые задачи и возможности археографии; Палеография. Сборник снимков с русского письма XI –XVIII вв.; Педагогическая деятельность магистра Московского университета М.С. Гастева (30-е годы XIX в.); Состав, содержание, значение видеонарративных источников о Е.А. Чадовой.; Фалеристика; Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв.; Хронология;
Категории:Детализирующие понятия:Археографическая комиссия; Археография; История языка; Рукопись; Текст; Техника; Университет; Устав.