Зарегистрироваться

Национально-государственные конфликты

Категории Всеобщая история | Под редакцией сообщества: История

Национально-государственные конфликты - конфликты на национальной, религиозной, политической и экономической почве.

Возникновение национально-государственных конфликтов обусловлено историческими причинами, чье наличие и развитие может оказывать существенное или даже основное воздействие на жизнь государств. Возможности выхода из имеющихся конфликтов определяются местной спецификой и не могут быть сведены к общему знаменателю. Формы конфликтов - от хронической нестабильности политической системы до открытой гражданской войны. Данный тип конфликтов широко представлен, в частности, и на постсоветском пространстве. Исключением является Казахстан и отчасти Беларусь: они демонстрируют тип государства с сильной авторитарной властью и вместе с тем отсутствием серьезных социально-политических и этноконфессиональных конфликтов.

 

Национально-государственные конфликты на Украине

С 1994 г. на фоне внутреннего политического кризиса национально-государственный конфликт Украины выражается прежде всего в отношении к СНГ, РФ и Евросоюзу и НАТО: 70% - Украина должна стать полноправным членом экономического союза СНГ; 18% - за независимое государство; 39% - за дружественное сосуществование без виз и таможен; 40% - за объединение.

Политический спектр Украины совпадает с географическим. УНА, УНСО - Западная Украина (их боевики воевали в Чечне, Абхазии); Народный Рух– также Западная Украина. Устойчивый электорат был у социалистической и коммунистической партий, а партии центра быстро распадались. Одно время очень мощной казалась компартия. КПУ, СПУ базировались на Востоке. Они пытались создать организации, которые ориентировались бы на укрепление отношений с Россией и проводили либеральные реформы. Примером могут быть СЛОН Гринева, Русский блок Свистунова. Свистунов – бизнесмен из Львова, очень успешный, поддерживал целую сеть культурных организаций на Западной Украине, русские школы во Львове, политические организации, студенчество.

Политическая разделенность Украины наиболее отчетливо проявилась в период «оранжевой революции»: за В. Януковичем стояли Восток и Юг (самые развитые и населенные), а также Юго-Запад. На стороне В. Ющенко был Запад, наиболее ориентированный досоветской историей на европейскую интеграцию. Подготовка к «Оранжевой революции» шла заранее. Янукович не имел достаточных властных административных ресурсов и поддержки Кучмы, поэтому тоже бездействовал. Отсюда и приход к власти «оранжевых». Однако придя к власти, «оранжевые» ее не получили. Они проиграли парламентские выборы. Создалась непрочная коалиция. Единственный конкурент, которого действительно стоило бояться,- Ю. Тимошенко. Судьба «оранжевой коалиции», ее распад и новая победа Януковича (нынешнего президента Украины) свидетельствует о непримиримости внутриукраинских историко-политических разногласий и принципиальной невозможности их решения в рамках сложившихся при Сталине и Хрущеве границ современной Украины.

 

Национально-государственные конфликты в Молдове

Молдавия также разделена. И эта разделенность приняла гораздо более трагические формы, чем в Украине. Левобережье Днестра вошло в состав УССР как АМСР с центром в Тирасполе. Остальная часть осталась в Румынском королевстве, что наложило сильный отпечаток на всю политику республики. В 1940 г. из нее была образована МССР с центром в Кишиневе. С началом кризиса СССР данные историко-политические различия вновь стали совершенно очевидны.

Молдавинизм– идеологическое явление, создание интеллигенции, стремление сохранить свою уникальность, ориентация на Россию и противостояние румынизму (отрицанию исторического существования молдаван). Такое различие существовало в сознании самих молдаван. Стопроцентным воплощением молдавинизма, однако, не является Приднестровье, так как есть молдаване как ориентированные на сохранение Молдавии, так и на ее полную интеграцию в Румынию.

Гражданская война в Приднестровье была организована и инспирирована Кишиневом, так как возможности Приднестровья были меньше, чем у Кишинева. Тирасполь всегда занимал оборонительные позиции, что наложило отпечаток и на сознание населения. В настоящий момент юридически и фактически проблема Приднестровской республики остается нерешенной.

 

Национально-государственные конфликты в Беларуси

Белоруссия при Лукашенко – один из самых близких союзников России. Поэтому противостояние Лукашенко и оппозиции– это противостояние двух концепций экономического развития. В 1994 г. на президентских выборах победил « человек ниоткуда», историк по образованию (закончил исторический факультет педагогического института), комсомольский работник А.Г. Лукашенко. Сейчас весь политический процесс в Белоруссии – это процесс, который проходит в голове одного человека.

Оппозиция находится в изоляции. Яркие и запоминающиеся люди (Гончар) часто просто исчезают. Слабые фигуры оппозиции, финансируемые из-за рубежа, продолжают существовать. Оппозиционные газеты печатаются в основном в Литве.

Порок, который чаще всего «свергает» авторитарные режимы, - коррупция. Но и здесь Белоруссия является исключением, так как Лукашенко действительно борется с коррупционерами. Таким образом, курс Лукашенко на интеграцию с РФ не встречает серьезной оппозиции внутри Белоруссии, однако с геополитической точки зрения страна находится между ЕС и РФ, что не может исключать дальнейшего формирования внутренних конфликтов по вопросам экономической и политической стратегии Республики Беларусь.

 

Национально-государственные конфликты в Грузии

26 мая 1991 г. первым президентом независимой Грузии стал Гамсахурдия; он быстро нажил себе много врагов среди влиятельных людей в государственном аппарате и силовых структурах. Национальная гвардия (руководитель – Кетовани) и Когорта всадников вышли из-под его контроля. Он не смог разоружить Национальную гвардию. В январе 1992 г. штурмом президентского дворца Национальной гвардией началась Гражданская война.

9 марта 1992 г. председателем Госсовета становится Э. Шеварднадзе и начинается грузино-абхазская война. В ноябре 1992 г. Шеварднадзе стал президентом (после внесения поправок в Конституцию).

Сначала отношения России и Грузии были хорошими. Во время мятежа звиадистов на помощь Шеварднадзе прибыл российский десант. Россия участвовала в блокаде Абхазии, требуя вернуть ее в Грузию, но дать гарантии безопасности абхазам, то есть фактически широкую автономию – контроль над военными силами и возможность постепенного возвращения беженцев.

Проблема целостности Грузии стояла и стоит очень остро. В Конституции прописано, что реформы возможны только после восстановления целостности. После прихода к власти прозападной партии Саакашвили был насильственно преодолен сепаратизм Аджарии, однако резкое ухудшение отношений с РФ в связи с конфликтом в Южной Осетии выдвинуло на первый план проблему отколовшихся от Грузии бывших автономий Абхазии и Южной Осетии. С исторической точки зрения, границы нынешней Грузии впервые сложились только в рамках ГССР и не могут быть удовлетворительно обоснованы постсоветской идеологией.

 

Национально-государственные конфликты в Армении и Азербайджане

В современной Армении трудно понять ее идеологию, программы партий, не зная такой исторический момент, как эмиграция и геноцид армян. Армяне сохраняют свою национальность везде – даже в небольших общинах.

Дашнак-Цютюн – всемирно известная организация, ее членам разрешено вступать в другие партии (в парламентах тех стран, где живут армяне). До сих пор сохранились традиции конспирации, но они ведут и открытую деятельность. В их идеологии геноцид армян 1915 г. – ключевой момент. Они добиваются признания этого факта, особенно Турцией. А также - возвращения земель Восточной Армении (раньше там проживали армяне, но после жестоких репрессий оставшиеся в живых были выселены в район Сирии либо погибли по дороге в Сирию ).

Дашнак-Цютюн возникла в начале ХХ в. Это революционная партия, занимающаяся и терактами (в 60-е гг. – убийства турецких политиков). Для дашнаков вопрос о Нагорном Карабахе был всегда ключевым. Они считали несправедливым его включение в состав Азербайджанской ССР. Этот вопрос формирует армянскую политику и армяно-азербайджанские отношения и сейчас.

20 февраля сессия НКО приняла решение о присоединении к Армении. Был образован основной орган движения - Комитет «Карабах». В ответ произошли погромы армян в Сумгаите. Начались погромы в НКО на межнациональной почве. Для безопасности обком и исполком Совета НКО обратились к союзному руководству с требованием вывести область из подчинения Азербайджану, что давало шанс подчинить НКО непосредственно Москве и хотя бы на время снизить накал страстей.В июне 1988: состоялась сессия Верховного Совета Армянской ССР. Было дано согласие на присоединение НКО. июня 1988: Верховный Совет Азербайджана заявил, что это невозможно.

Началась массовая эмиграция. В сентябре 1988 г. все армяне покинули Степанокерт. В середине сентября 1988 г. введено особое положение в НКО. Армянские погромы в Баку и азербайджанские в Армении накалили ситуацию. Для обеспечения безопасности населения в январе 1989 г. президиум Верховного Совета СССР принял постановление о введении особой формы управления в НКО. Союзное руководство исходило из того, что НКО надо оставить в Азербайджане. Внутренние войска действовали в соответствии с этой установкой (ликвидировать отряды самообороны армян – феддаинов; операция «Кольцо») совместно с азербайджанской милицией, которая действовала в самих населенных пунктах. Было страшное насилие, бегство армян. В Армении усиливаются настроения в пользу независимости и даже антирусские настроения. Комитет «Карабах» превращается в параллельную власть.

Зимой 1992 г. начались масштабные боевые действия. Сначала успех сопутствовал армянам - они освободили НКО от азербайджанской армии. Трагедия в Ходжалы стала причиной решительных действий в Баку с требованием отставки президента Муталибова. Вскоре он действительно потерял власть. Утвердилась власть Народного Фронта. В НКО долго не было центрального руководства; начались поражения феддаинов. Тогда была создана структура управления во главе с Кочаряном. Были призваны армяне, служившие в российской армии. В итоге удалось освободить НКО, получить Алатинский коридор, соединяющий НКО с Арменией, Кильбаджарский район и азербайджанскую территорию Агдама, Физули и 200 км на границе с Ираном. Пока в НКО армяне одерживали победы, сама Армения переживала тяжелейшие времена. Началась эмиграция в Россию, Западную Европу, США, Канаду. 9 мая 1994 г. был подписан Бишкекский протокол, по которому прекращались военные действия в НКО. Но линия фронта там сохранилась до сих пор.

Для азербайджанцев и армян большое значение имеет также проблема бывшей Нахичеванской АССР. Это азербайджанский анклав, граничащий в основном с Арменией и Ираном. Имеет также границу в 7-11 км с Турцией. До 1917 г. 40% населения Нахичевани составляли армяне. К 1980 г. их осталось там не более 1%. Поэтому в постсоветское время этнические конфликты в Нахичевани не получили развития, однако вопрос с точки зрения армян остается открытым.

 

Национально-государственные конфликты в Киргизии (Кыргызстане)

Киргизия – бедная республика. После «тюльпановой революции» она стала еще беднее. Обделена полезными ископаемыми: есть только золотоносные месторождения, но их сейчас контролируют иностранные инвесторы. После «обретения» независимости встал вопрос: как пополнять бюджет. В Киргизии долго не было ни армии, ни структур безопасности. Появилось огромное количество НПО, вузов, которые финансировались из-за рубежа, исключительно свободные СМИ, которые также финансировались из-за рубежа (США). Могли действовать любые антиправительственные организации. Президент А.Акаев был очень доверчив по отношению к МВФ – осуществлял реформы (самая большая приватизация, самая радикальная земельная реформа в Центральной Азии) под его диктовку.

К 2004-2005 гг. ситуация была запущена донельзя. Очень разнородную оппозицию объединяло одно – острое желание избавиться от Акаева. 25 марта 2005 г. ситуация вышла из-под контроля: толпы народа двинулись к Белому дому. Акаев понял, что никакие силовые акции не пройдут. В ночь с 23 на 24 марта лидеры оппозиции уже договорились с главами силовых структур, чтобы не было противодействия. Акаев со своей семьей покинул Киргизию. Временное правительство составили Кулов, Атынбаева и др.

 

Национально-государственные конфликты в Таджикистане

Значительную часть независимого состояния страны заняла гражданская война. Фактически страна распалась на ряд регионов (их границы совпадали с границами княжеств XV-XVI вв.), которые воевали друг с другом. В 1992 г. Хороге (Памир) происходили митинги с требованием превращения Горно-Бадахшанской области в республику. В это же время начинается вооружение хулябцев. Происходит усиление криминальных структур. Начинается история наркотраффика из Афганистана через Таджикистан в Центральную Азию и Россию. Дальше наркотики шли на юг. После распада СССР 50% наркотиков из Афганистана шло в Россию. На этом наживались огромные состояния. Гражданская война длилась до 1997 г. Одна из существенных причин – война подпитывалась наркодолларами.

В 1992 г. президент Набиев бежал из своего дворца, но был задержан в аэропорту отрядом наркобаронов или ИПВ. Набиев отрекся от власти. Президентская власть на некоторое время перестала существовать. В Душанбе все контролировало демо-исламское правительство.

Эта ситуация не устраивала Россию, СНГ и перестала устраивать Иран. Под давлением России и Узбекистана ИДУ весной 2000 было выведено в Афганистан (вскоре они вернулись, так как небольшие участки границы охранялись таджиками – оппозиционерами, ИДУ имело связь и с министром внутренних дел).Ситуация осложнялась тем, что позиции талибов исключительно усилились. Талибы могли осуществлять экспорт исламской революции в Центральную Азию и далее. Талибы не просто предоставляли убежище, но создавали тренировочные лагеря для боевиков ИДУ, Чечни, Уйгура. В 2001г. в результате антитеррористической операции талибы были разгромлены. Начинается стабилизация в Таджикистане. Впервые Душанбе стал более или менее спокойным и безопасным городом.

 

Рекомендуемая литература

Баринов И., Овсеенко Ю.С., Зайцев А., Соколов А., Шералиев О., Мирзалиева М.А., Абдураимова Ш., Манасян Т., Абдурасулова Х.И. В общем историческом пространстве: голоса молодых Ч. III

Пивовар Е.И. Постсоветское пространство. Альтернативы интеграции. Исторический очерк.

Сидорович А.В., Коченов В.Г., Харитонова Н.И. и др. Постсоветское пространство. Евразийская идея в XXI веке: новый вектор развития

Садыхов Ф., Власов А.В., Караваев А. и др. Российско-Азербайджанские отношения. История и современность

Алпыстаева Г.А., Сыргакбаева А.С., Андиржанова и др. Россия – Казахстан: проблемы и перспективы взаимодействия. Ч. V. Столице Казахстана десять лет.

Булуктаев Ю.О., Власов А.В., Харитонова Н.И. и др. Россия – Казахстан: проблемы и перспективы взаимодействия. Ч. VI. Национальная идея в Казахстане

Галиева З.И., Исабаева Н.А., Жоошбекова А.Р. и др. Россия – Кыргызстан. Ч. I, На пути к интеграции.

Рахимов М.А., Парамонов В., Строков А. и др. Россия – Узбекистан. Ч. III Современные тенденции международных отношений в центральной Азии

Мадаева Ш.А., Шадманова С., Гуламова Д.А. и др. Россия – Узбекистан. Ч. V Гражданское общество в Узбекистане

Бобоматов Т., Туйчиев У., Курбанов Г. и д. Россия – Узбекистан. Ч. VI, История и современность

Германов В., Шамукарамова Ф., Мухаммадиев А.Г. и др. Россия – Узбекистан. Ч. VII История и современность

Филанович М., Отахужаев А., Буряков Ю. и др. Россия – Узбекистан. Ч. VIII, История среднеазиатского предпринимательства

Караев А., Власов А., Рахимжанова А.М и др. Россия-Казахстан. Проблемы и перспективы взаимодействия

Власов А.В., Солопова О.В., Цимбаева Е.Н. и др. Слово ученикам. К юбилею ректора Российского государственного гуманитарного университета Пивовара Е.И.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.