Зарегистрироваться

Исторический источник

Категории Источниковедение | Под редакцией сообщества: История

Эта версия статьи от 21 Март 2011 14:27, редактировал Голиков Андрей Георгиевич
Список всех версий Перейти к списку версий
Перейти к последней версии

Исторический источник – материальный носитель с зафиксированной на этом носителе информацией о прошлом человеческого общества. Историческим источником является все, что создано в процессе деятельности людей, несет информацию о многообразии общественной жизни и служит основой для научного познания.

Создатель источника всегда имеет определенную цель и решает конкретные задачи. Поэтому информация одновременно объективна и субъективна. Она объективна в той мере, в которой отражает разнообразие свойств реального мира независимо от субъекта. Она субъективна постольку, поскольку субъект действует осознанно. Источник выполняет функцию накопления, хранения и передачи социальной информации во времени. Информационный потенциал исторического источника неисчерпаем. И.Д.Ковальченко подчеркивал: «Многообразие и безграничность взаимосвязей, присущих явлениям объективного мира, обуславливают то, что в исторических источниках, несмотря на избирательное отражение ими действительности, содержится в сущности неисчерпаемый объем скрытой информации, характеризующий взаимосвязи явлений действительности. Анализ этих взаимосвязей на основе информации, непосредственно выраженной, позволяет выявлять информацию скрытую. Это создает возможность для неограниченного повышения информационной отдачи источника и преодоления избирательности непосредственно выраженного отражения источниками действительности».

 

Возникновение термина «исторический источник»

Термин «источник русской истории» впервые использовал А.Л. Шлецер в работе «Опыт изучения русских летописей», вышедшей в 1768 г. в Германии на немецком языке. Он употреблял слово «Quelle» – источник. В начале XIX в. термин быстро завоевывает право гражданства в трудах зарубежных и отечественных историков. В 30-е годы XIX в. термины «источник» в смысле «исторический источник» широко употребляется как в специальных исторических и источниковедческих работах, так и в обобщающих исторических исследованиях и в учебной литературе. 

Понятие источник в XIX в.

В изданном в 1833 г. в Вене учебном пособии З. Бехера разъяснялось: «Источник – это то, из чего черпается материал для истории». В.О.Ключевский в лекционном курсе определял исторические источники как «памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых народов». В зависимости от теоретико-методологических позиций дореволюционными авторами понятие «исторический источник» трактовалось по-разному. Если для позитивиста Н.И.Кареева источники – «следы прежней жизни», то для неокантианца А.С.Лаппо-Данилевского они – «реализованный продукт человеческой психики». 

Понятие источник в XX в.

Советская историческая наука не сразу выработала свое определение исторического источника. Так, Б.Д.  Греков трактовал это понятие широко: «все, что служит  средством исторического познания». М.Н.Тихомиров в учебнике по источниковедению истории СССР (1940 г.) дал такое определение: «Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. Историческими источниками служат рукописи, печатные книги, здания, предметы обихода, древние обычаи, элементы древней речи, сохранившиеся в языке, и т.д. – одним словом, все остатки прошлой жизни».

К середине 1960 гг. было выработано определение, которое охватывало все многообразие исторических источников. Его сформулировал Л.Н. Пушкарев в статье, помещенной в «Советской исторической энциклопедии» (1966 г.): «исторические источники – все, непосредственно отражающее исторический процесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все, созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка». Это определение характеризует источник как часть исторической действительности: он несет информацию о реально существовавшем прошлом, а следовательно дает исследователям возможность познать это реально существовавшее прошлое. Источники – социальное явление, в них отражаются социальные отношения, зафиксирован определенный субъективный образ объективной реальности. Источник существует независимо от историка, но только от историка зависит включенность источника в процесс познания. Историк не создает источник, а только извлекает из него информацию.

В конце XX в. были предприняты попытки рассматривать исторические источники как « тексты», которые могут быть «прочитаны» историком. Значения элементов таких «текстов» подвижны, переменчивы, связаны с историко-культурным контекстом, в котором создан источник. При таком подходе исследователь предполагает, что в «текстах» «рассказ» о событиях прошлого строится по законам языковых и логических, риторических и нарративных конструкций. Ю.М.  Лотман обращал внимание на то, что в этом случае возникает проблема перевода «языка» источника на «язык исследователя, так как создатель источника и историк принадлежат к разным типам культуры.

В условиях утвердившегося в современной науке теоретико-методологического плюрализма все указанные трактовки понятия «исторический источник» в той или иной степени реализуются в трудах историков. 

Рекомендуемая литература

Голиков А.Г. Архивоведение отечественной истории. М., 2005 (2008).

Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000 (2007, 2008, 2009).

Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

Источниковедение истории СССР. Под. ред. И.Д. Ковальченко. Изд. 2. М., 1981.

Источниковедение новейшей истории России: Теория. Методология. Практика. Под. ред. А.К.  Соколова. М., 2004.

Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб., 1910-1913.

Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; изд. 2-е. М., 2003.

Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977.

Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. СПб., 1899.

Ключевский В.О. Курс лекций по источниковедению. Соч., Т. 6. М., 1959.

Бернгейм Э. Введение в историческую науку. СПб,, 1908.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973

Кареев Н.И. Историка. Теория исторического знания. СПб,, 1913.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.