Зарегистрироваться

Фабричное законодательство

Категории Экономическая история | Под редакцией сообщества: История

Фабричное законодательство – это совокупность законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в фабрично-заводской промышленности.

В сфере фабричного законодательства находятся условия трудового договора: наем и увольнение рабочих, регулирование рабочего времени, заработной платы, условий труда и расчета с рабочими, охраны труда и техники безопасности, урегулирования трудовых конфликтов. В данной статье дается краткое описание фабричного законодательства Российской империи и соответствующих законов, принятых Временным правительством в 1917 г.

В дореволюционной России рассмотрение вопроса о законодательном регулировании трудовых отношений началось еще в период Великих реформ (при этом есть несколько и ранее изданных законодательных актов, которые можно считать имеющими отношение к этой теме, см. ниже). Над этим вопросом работали правительственные комиссии, известные как комиссии А.Ф. Штакельберга (1859–1862), П.Н. Игнатьева (1870–1872), П.А. Валуева (1874–1875). За основу разработанных ими законопроектов принималось фабричное законодательство стран Западной Европы, в особенности немецкое и английское. Итогом стали довольно развитые либеральные проекты, но ни один из них не прошел высшие инстанции. Принятие первых фабричных законов в России и создание фабричной инспекции (контролирующего органа) произошло лишь в начале 1880-х гг., во многом благодаря инициативе Н.Х.Бунге, министра финансов в 1881–1886 гг.

 

Важнейшие фабричные законы Российской империи

  • 1.6.1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» (ПСЗ-III. Т. II. № 931). Этот закон устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12–15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 21.00 до 5.00) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям посещать школы не менее 3 часов в неделю. Тем же законом учреждалась с 1.7.1882 специальная инспекция по контролю за его выполнением, которая и стала позднее фабричной инспекцией. Закон был введен в действие с 1.5.1884, причем еще два года по разрешению министра финансов допускались «в случае надобности» работа детей 10–12 лет и ночная работа (не более 4 часов) детей 12–15 лет. Кроме фабрик и заводов, действие закона было распространено на некоторые «ремесленные заведения»: пекарни, овчинно-шубные заведения, типографии. Только 5.6.1884 г. был принят закон «О взысканиях за нарушения постановлений о работе малолетних на заводах, фабриках, мануфактурах и в ремесленных заведениях» (ПСЗ-III. Т. IV. № 2286).
  • 3.6.1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» (ПСЗ-III. Т. V, № 3013). Запрещал ночную работу (то есть с 21.00 до 5.00) женщин и подростков до 17 лет на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках. Вступил в силу с 1.10.1885. Министр финансов мог распространять действие закона и на другие отрасли, но это было сделано еще только для вредных работ в фарфоровом и спичечном производствах. В 1897 г. закон был распространен также на все текстильное производство, то есть дополнительно на предприятия льняной промышленности и по обработке смешанных тканей (хотя в административном порядке это было установлено еще с марта 1886 г.).
  • 3.6.1886 г. «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (ПСЗ-III. Т. VI. № 3769). Устанавливался порядок найма и увольнения рабочих: каждому рабочему в течение недели выдавалась стандартная расчетная книжка, «и принятие ее рабочим признавалось актом заключения договора о найме на условиях, изложенных в книжке». При найме «на неопределенный срок» каждая из сторон должна была за две недели известить о своем намерении расторгнуть договор; в этом случае или за две недели до окончания срока при найме «на определенный срок» запрещалось понижать зарплату рабочему. Запрещалось расплачиваться с рабочими условными знаками, хлебом, товаром и иными предметами (кроме купонов), а также брать с рабочих проценты за деньги, выданные им в долг. Запрещалось взимать с рабочих плату за врачебную помощь, освещение мастерских и использование орудий производства. Упорядочивалась деятельность харчевых лавок для снабжения рабочих важнейшими продуктами: фабричная инспекция ограничивала ассортимент товаров и утверждала расценки. С рабочих разрешалось взыскивать штрафы только «за неисправную работу», «за прогул» и за «нарушение порядка»; разъяснялась сущность этих поводов и устанавливались максимальные размеры штрафов. Общая сумма штрафов к расчету не могла превышать трети заработка рабочего. Перевод штрафных денег в прибыль запрещался, составлялся особый штрафной капитал, который можно было расходовать только на пособия рабочим. Устанавливалась ответственность фабрикантов за нарушение правил (штрафы или судебное разбирательство). Расширялась фабричная инспекция, и на нее была возложены задачи контроля за соблюдением всех правил, регулирующих трудовые отношения, рассмотрения жалоб рабочих и урегулирования конфликтов, а также рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка на фабриках и заводах.
  • 24.4.1890 г. «Об изменении постановлений о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» (ПСЗ-III. Т. X. № 6742). Были частично пересмотрены законы 1 июня 1882 г. и 3 июня 1885 г.: малолетних рабочих отныне могли, «когда по роду производств это окажется необходимым», привлекать к работе 6 часов в день без перерыва или 9 часов в две смены по 4,5 часа. Законодательно определенное ночное время в определенных случаях было сокращено до промежутка с 22.00 до 4.00. Главным назначением закона считалось то, что он закрепил, с учетом накопленного опыта, ряд постановлений, обозначенных законами 1 июня 1882 г. и 3 июня 1885 г. как временные.
  • 14.3.1894 г. «О преобразовании фабричной инспекции и должностей губернских механиков и о распространении действия правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (ПСЗ-III. Т. XIV. № 10420). Были несколько изменены институциональные основания фабричной инспекции. Кроме основных обязанностей (по регулированию трудовых отношений) на фабричных инспекторов были возложены все обязанности, исполнявшиеся до того губернскими механиками (осмотр и описание фабрик и заводов, сбор и проверка фабрично-заводской статистики, составление описей и оценки фабричных заведений, контроль за паровыми машинами и котлами).
  • 2.6.1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» (ПСЗ-III. Т. XVII. № 14231). Этим законом было введено ограничение рабочего времени 11,5 часами, в случае работы в ночное время, а также в субботу и перед праздниками — 10 часами. Он также запрещал работы в воскресенье и устанавливал 14 обязательных праздников (в 1900 г. к ним было добавлено еще три). По «взаимному соглашению» рабочие могли работать в воскресный день взамен будничного. Вместе с тем сверх установленного этим законом рабочего времени можно было вводить еще и сверхурочные работы по особому договору (что значит, в первую очередь, — по увеличенным расценкам), а Главному по фабричным и горнозаводским делам Присутствию давались права издавать подробные правила и инструкции о распределении рабочего времени для отдельных отраслей промышленности, производств или разрядов рабочих, в том числе и в сторону увеличения допустимого рабочего времени.
  • 2.6.1903 г. «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» (ПСЗ-III. Т. XXIII. № 23060). Этим законом устанавливалась ответственность предпринимателей за несчастные случаи, происшедшие во время работы (кроме случаев, когда было бы доказано, что причиной несчастного случая были «злой умысел» или «грубая неосторожность» пострадавшего). Лечение полностью оплачивалось правлением предприятия. Пострадавшим должно было выплачиваться пожизненное «вознаграждение»: в случае временной потери трудоспособности — пособия (со дня несчастного случая по день восстановления трудоспособности в размере половинного заработка), в случае постоянной потери трудоспособности — пенсии (от ⅔ заработка при полной нетрудоспособности и ниже — при неполной). В случае гибели рабочего правление обязывалось выплачивать пособие на погребение и пенсию членам семьи рабочего. Через три года любая из сторон могла потребовать переосвидетельствования пострадавшего для уточнения степени трудоспособности. Была также предусмотрена возможность замены по взаимному согласию пенсии на выплату единовременного пособия, измеряемого из расчета 10- летнего размера пенсии. Закон вступил в действие с 1.1.1904 г.
  • 10.6.1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях» (ПСЗ-III. Т. XXIII. № 23122). Рабочим предоставлялось право выбирать старост — уполномоченных на ходатайства и переговоры с управлением и должностными лицами об условиях найма и быта рабочих. Дозволялись собрания рабочих по обсуждению указанных дел. Отдельные рабочие, однако, также могли ходатайствовать о решении указанных дел лично, каждый только за себя.
  • 23.6.1912 г. «Об учреждении присутствий по делам страхования рабочих», «Об учреждении совета по делам страхования рабочих» «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев» (ПСЗ-III. Т. XXXII. № 37444–37447). Этим комплексом законодательных актов был заменен закон 2 июня 1903 г. При всех предприятиях учреждались больничные кассы (мелкие, до 200 участников, объединялись в общие при нескольких предприятиях). В больничные кассы в обязательном порядке вступали все рабочие и служащие со сроком найма не менее одной недели. Рабочие — участники касс — страховались по новому закону не только от несчастного случая, но также и на случай болезни. Владелец предприятия был обязан обеспечить первую врачебную помощь и амбулаторное лечение, а также предоставить или оплатить больничное лечение и все медикаменты (в том числе роженицам) до выздоровления, но не более 4 месяцев. При этом больным выдавалось денежное пособие (от ½ до ⅔ заработка — имеющим иждивенцев, от ¼ до ½ заработка — остальным) с четвертого дня болезни до выздоровления, но не более 26 недель в течение одной болезни и не более 30 недель в течение года, а при временной утрате трудоспособности в результате увечья — с момента несчастного случая до выздоровления, но не более 13 недель. В случае родов выдавалось пособие от ½ до полного заработка — за 2 недели до родов и 4 недели после родов, но только тем участницам кассы, которые состояли в ней не менее 3 месяцев до родов. По случаю смерти выдавалось пособие на погребение. В случае несчастного случая работник — участник больничной кассы получал пособие — первые 13 недель из больничной кассы, затем — в размере ⅔ заработка из страхового капитала до восстановления трудоспособности или до назначения пенсии. Порядок исчисления пенсии был разобран более тщательно, чем в законе 2 июня 1903 г., но основные принципы остались теми же. Как и по закону 1903 г., пособия и пенсии пострадавшим от несчастного случая полностью выплачивались владельцем предприятия. Средства же больничных касс комплектовались в первую очередь из обязательных взносов самих рабочих — от 1 до 3% заработка; взнос же владельца предприятия составлял только ⅔ от этой суммы (т.е. владелец вносил в кассу 2/5 всех средств). Законы вводились только в европейской России и на Кавказе, на остальных территориях империи продолжал действовать закон 2 июня 1903 г.
  • 19.10.1915 г. «О допущении некоторых отступлений от правил о работе женщин, подростков и малолетних, а также о продолжительности и распределении рабочего времени» (Собр. узак. 1915. № 311. Ст. 2312). До окончания войны этим решением министру торговли и промышленности предоставлялось право разрешать отступления от соответствующих законов на предприятиях, работающих на оборону (в число попадающих под действие данного положения вошли только статьи, ограничивающие рабочее время, но не запрещающие работу детей в ряде производств).

 

В Своде законов Российской империи фабричные законы входили в Устав о промышленности (ст. 34–46 «О фабричной инспекции», ст.47–61 «О надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности», ст. 86–156 «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры»), а также составили отдельный Устав о промышленном труде.

В принципе, к числу фабричных законов можно относить и ряд других, предшествующих введению фабричной инспекции. В частности, первым среди таких законов иногда называют закон 24.5.1835 г. «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму» (ПСЗ-II. Т. Х. № 8157). В действительности роль этого закона была крайне незначительной. Фактически, он просто признавал, что между работником и нанимателем существуют договорные отношения, предполагающие определенную ответственность сторон, и больше ничего определенного он не говорил. В этом же ряду находится и закон 7.8.1845 г. «О воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста» (ПСЗ-II. Т. XX. № 19262), а также временное, но фактически не отмененное Положение «Об устройстве при фабриках и заводах в московской губернии больничных помещений» от 26.8.1866 г. Однако все эти законы не подкреплялись никакими нормами контроля и фактически не выполнялись. Правда, это не относится к «Положению» 1866 г.: во-первых, потому, что оно появилось в связи с экстренными обстоятельствами (эпидемией холеры) и было с самого начала взято под контроль местных властей, и, во-вторых, потому что с образованием фабричной инспекции началось наблюдение и за его выполнением.

 

Недостатки фабричного законодательства

Фабричному законодательству Российской империи был присущ ряд серьезных недостатков.

  • Во-первых, характерной чертой законов была слабость контроля за их соблюдением, даже и после создания фабричной инспекции. Штаты фабричной инспекции были слишком малы, а обязанности слишком велики, чтобы можно было всецело контролировать применение законов на практике.
  • Во-вторых, в законах содержалось довольно много неясных, расплывчатых формулировок, позволявших фабрикантам в ряде случаев легко обойти закон. Предприниматели также нередко добивались возможности применения закона в урезанном виде по решению различных инстанций в тех случаях, когда это «оказывалось нужным». Ответственность предпринимателей за нарушения законов была слабой и очевидно несообразной характеру нарушений.
  • В-третьих, почти все приведенные выше законы даже с учетом территориальной ограниченности распространялись только на рабочих частных и акционерных фабрик и заводов. Под определение фабрик и заводов попадали промышленные заведения, на которых работало не менее некоторого определенного количество или использовались двигатели. Поэтому условия труда на множестве мелких, «ремесленных» и «кустарных» предприятий оставались вне фабричных законов. Тем более нельзя рассматривать фабричное законодательство как общее трудовое законодательство. Не подпадал под фабричное законодательство труд строительных рабочих и наемных сельскохозяйственных рабочих, лишь частично затрагивался им труд транспортных рабочих. Частично фабричным законам подчинялась горная и горнозаводская промышленность — закон 3.6.1886 г. был распространен на частные горные заводы и промыслы в 1892 г. (ПСЗ-III. Т. XII. № 8402), а закон 2.6.1903 г. вводился в горнозаводской промышленности одновременно с фабрично-заводской.

Все казенные фабрики и заводы находились вне действия большинства фабричных законов, а труд на них регулировался постановлениями тех ведомств, в которых они числились. В большинстве случаев государственные ведомства опережали фабричное законодательство. Так, значительно опередили практику в частной и акционерной промышленности «Высочайше утвержденные временные Правила о найме рабочих» для исполнения казенных, общественных или государственных работ, принятые вскоре после отмены крепостного права, 31.3.1861 г. (ПСЗ-II. Т. ХXXVI. Отд. 1. № 36793). Правила на отдельных ведомственных заводах также существенно опережали общее законодательство.

Наконец, фабричное законодательство проходило в жизнь с большим трудом. Своевременные и дальновидные идеи о необходимости принятия фабричных законов наталкивались на упорное сопротивление как промышленников, так и представителей правительства, и от проектов законов до их реализации проходили годы.

Однако даже такое несовершенное фабричное законодательство имело важное положительное значение, поскольку демонстрировало решимость правительства вмешиваться в трудовые отношения на частных фабриках и заводах и ограждать рабочих от произвола владельцев предприятий.

 

Рекомендованная литература

1. Валетов Т.Я. Законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. Обозрение. Вып.13. М., 2007.

2. Кирьянов Ю.И. Фактор мотивации труда в российском фабрично-заводском законодательстве. 1835–1917 гг. // Экономическая история. Обозрение. Вып. 4. М., 2000.

3. Куприянова Л.В. «Рабочий вопрос» в России во второй половине XIX — начале XX вв. // История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XIХ — начало XX в. М., 2000.

4. Литвинов-Фалинский В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция в России. М., 1904.

5. Нисселович Л.Н. История заводско-фабричного законодательства Российской империи. Ч. 1. Законодательство до императора Александра I. СПб., 1883. Ч. 2. Законодательство императора Александра I. СПб., 1884.

6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Т. 1-33. СПб, 1884-1913.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.