Зарегистрироваться

Католическая Церковь

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

Католическая Церковь (лат. Ecclesia Catholica, англ. Roman Catholic Church) – христианская конфессия, признающая в качестве своего главы и высшего церковного авторитета папу Римского.

Название «католическая» происходит от греческого слова καθολικός, означающего «всеобъемлющий», «вселенский». Со II в. это слово использовалось применительно ко всей Церкви. После раскола 1054 г. католической начала именовать себя Западная (латинская) Церковь. Впервые термин «католическая» как определение именно Западной Церкви использовал Фома Аквинский. В настоящее время Католическая Церковь превосходит по численности все другие христианские конфессии. Согласно «Католической энциклопедии», в 2001 г. в мире насчитывалось 1061 млн католиков, что составляет 52% от общего числа христиан.

Особенности вероучения католической Церкви

1. По вероучению католической Церкви Святой Дух исходит от Отца и от Сына – в противоположность восточному (православному) учению о том, что Святой Дух исходит только от Отца. Латинское словосочетание Filioque («и Сына») стало нарицательным для обозначения этого догмата.

2. Католическая Церковь утверждает существование чистилища (purgatorium). Непосредственным практическим следствием данного догмата является вера в возможность для живых повлиять на судьбу умерших путем дел милосердия, молитв об отпущении грехов и покаяния, совершаемых во благо душ усопших (ср. ККЦ, п. 1032).

3. Согласно догмату о непорочном зачатии пресвятой Девы Марии (immaculate conception beatae Mariae Virginis), провозглашенному в 1854 г. папой Пием IX, «преблаженная Дева Мария была с первого мгновения своего зачатья, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога… предохранена ото всякой скверны первородного греха» (KKЦ, п. 490).

4. Католическая Церковь признает также, т.н. догмат о непогрешимости (лат. infallibilitas; букв. не-ошибочность, без-ошибочность) папы Римского, когда он «окончательным решением провозглашает положения учения о вере и нравственности» (ККЦ, п. 891). Этот догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 г. (в его первоначальной формулировке говорилось о «безошибочности» папы, когда он «ex cathedra loquitur» (говорит с кафедры), т.е. «исполняет свои обязанности пастыря и учителя всех христиан».

Обряды католической Церкви

После раскола 1054 г. разделение произошло в том числе и по обрядовому признаку. Однако с течением времени многие из Древневосточных Церквей, а также некоторые православные общины воссоединились с Католической Церковью. В результате в настоящее время Католическая Церковь включает в себя помимо поместных Церквей латинского обряда т.н. восточнокатолические Церкви. Эти общины, признавая главенство папы и католическую догматику, имеют свой обряд, свои церковные структуры и свои нормы канонического права. После II Ватиканского собора был разработан новый литургический календарь и новый чин богослужений в латинском обряде. В настоящее время в Церквах и общинах латинского обряда богослужения совершаются помимо латыни на народных языках. Чин богослужений и календарь восточнокатолических Церквей находятся в ведении самих этих Церквей.

Структуры и каноническое право Католической Церкви

Во главе церковной иерархии Католической Церкви стоит папа Римский, который согласно кодексу канонического права (ККП) «пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью» (ККП, п. 331). Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов, который собирается по указанию папы для обсуждения вопросов, предложенных к рассмотрению понтификом. Папа осуществляет свою власть через должностных лиц, составляющих римскую курию. Члены курии объединены в конгрегации, ведающие различными сферами церковной жизни. В состав курии входит также государственный секретариат, представляющий государство Ватикан на международной арене, судебные инстанции и др.

По кодексу канонического права второй высшей инстанцией в католической Церкви является коллегия епископов (т.е. собрание всех епископов), которая осуществляет свою власть на Вселенском соборе. Право созывать и распускать собор, а также председательствовать на нем принадлежит только папе. Епископы, епархии которых находятся на территории одной страны, составляют конференцию епископов. Вне церковной иерархии находятся монашеские ордена и конгрегации, имеющие собственные структуры управления.

Правовым документом, регулирующим жизнь Католической Церкви латинского обряда, является Кодекс канонического права (Сodex Iuris Canonici), официально обнародованный папой Иоанном Павлом II в 1983 г. Делами восточнокатолических Церквей занимается созданная в 1917 г. в рамках римской курии Конгрегация по делам восточных Церквей

История католической Церкви

Хотя формально говорить об истории католической Церкви как отдельной конфессии можно лишь с 1054 г., фактически к этому времени история Западной и Восточной Церквей уже давно шла разными путями. Более уместно принять за точку отсчета 476 г. – год падения Западной Римской империи, на территории которой образовались варварские королевства. С некоторой долей условности в истории Западной (Католической) Церкви можно выделить следующие периоды.

1. 476 – кон.VIII в. В этот период главной и жизненно необходимой задачей Западной Церкви в лице в первую очередь папства была христианизация варварских народов и создание (восстановление) церковных структур на территории Западной Европы. В 756 г. франкский король Пиппин Короткий даровал папе Стефану II земли, отвоеванные у короля лангобардов. Таким образом возникло Папское государство; все последующие папы, находясь во главе Церкви, обладали светской властью над этой территорией. В 800 г. папа Лев III короновал Карла Великого императорской короной, положив начало империи Каролингов и – в дальнейшем – Священной Римской империи.

2. VIII-XI вв. Важным фактом во взаимоотношениях Западной и Восточной Церкви стала т.н. «Фотиева схизма» – разрыв, случившийся во время понтификата папы Николая I (858-867). На протяжении почти всего X в. папство переживало глубокий кризис. Согласно древнему обычаю римский епископ должен был избираться римскими священниками и «римским народом», в результате чего папский престол постоянно оказывался ставкой в борьбе соперничающих знатных римских семейств. Только в 1046 г. вмешательство императора Священной Римской империи Генриха III положило этому конец, однако с этого момента на какое-то время назначение пап стало прерогативой германского императора.

3. Кон. XI в. – 1563 г. В ходе «григорианской реформы», проводимой папой Григорием VII (1073-1085), церковная иерархия была названа столпом христианского мира; светская власть исполняет по отношению к ней вспомогательную роль; папа выступает верховным властителем, авторитетом и судьей как в духовных, так и в мирских делах. Вплоть до конца XIV в. основные коллизии в истории католицизма сводятся к борьбе между Церковью и светской властью за право юрисдикции в тех или иных сферах жизни. В XII в. на первом плане находятся проблемы инвеституры (назначения епископов и более высоких церковных иерархов) и подсудности духовных лиц светскому суду; к XIV в. в центре внимания оказывается вопрос о праве на налогообложение духовенства.

В указанный период также происходит активное развитие канонического права. Именно к этому времени относится большая часть общих соборов Западной Церкви (в католической традиции они наравне с первыми семью именуются вселенскими): I Латеранский (1123), II Латеранский (1139), III Латеранский (1179), IV Латеранский (1215), I Лионский (1245), II Лионский (1274), Виенский (1311-1312), Констанцский (1414-1418), Ферраро-Флорентийский (1431-1445), V Латеранский (1512-1517). Наибольший интерес с точки зрения организации жизни средневековой Церкви представляют постановления IV Латеранского собора, с точки зрения догматики – решения Ферраро-Флорентийского собора.

Притязания Церкви на роль ведущей силы в христианском мире привели в итоге к ее секуляризации, выразившейся, в частности, в активном участии папства в европейской политике. В нач. XIII в. существенную проблему представляет борьба с ересями (альбигойская ересь, катары); в 1309 г. после бегства ставленника французского короля папы Климента V из Рима в Авиньон начинается «Авиньонское пленение» пап. В 1381 г. начинается Великая схизма, в результате которой во главе Церкви оказываются два, а впоследствии три папы, каждый из которых назначает своих епископов, порождая параллельные церковные иерархии. Реакцией на схизму и общее падение авторитета папства стал созыв собора в Констанце, на котором были провозглашены и воплощены в жизнь идеи «конциларизма» (соборности). Собор присвоил себе верховную власть в Церкви, низложил трех пап и избрал нового, существенно ограничив его права и власть. Однако уже на следующем Ферраро-Флорентийском соборе сторонники неограниченной власти папы взяли верх и конциларизму был положен конец.

Завершающей точкой данного этапа в развитии Католической Церкви является Триденский собор (1545-1563). Его результатом явилось окончательное размежевание католической и протестантской конфессий, в первую очередь в догматическом плане.

4. 1564-1962 гг. В XVI-XVIII вв. католическая Церковь разворачивает активную миссионерскую деятельность в разных странах. Важную роль в этом сыграл созданный в 1540 г. орден иезуитов. В XIX – нач. XX в. значимым аспектом деятельности Католической Церкви становится социальная работа Подъем революционного, национально-освободительного движения в Италии привел к ликвидации в 1870 г. Папского государства. Согласно «Закону о гарантиях», принятому итальянским парламентом в 1871 г., папе гарантировалась суверенность и личная неприкосновенность; в качестве владений ему были предоставлены Ватикан, Латеран и Летний дворец на Альбанском озере. В 1929 г. по латеранскому соглашению Ватикан был признан отдельным государством, а папа – его главой.

5. С 1962 г. Новый период в истории католической Церкви начинается с провозглашения решений Второго Ватиканского собора (1962-1965). Документы собора свидетельствуют о коренных переменах в представлениях католической Церкви о своем месте и роли в современном мире. В частности, претерпело серьезные изменения отношение к другим христианским конфессиям и другим мировым религиям, а также оценка роли мирян в Церкви.

З.Ю. Метлицкая 

Рекомендуемая литература

Вишневский А.А. Каноническое право: Древняя Церковь и Западная традиция. М., 2006.

Документы II Ватиканского Собора / Пер. с лат. А. Коваля. М., 2004.

История Второго Ватиканского Собора / Пер. с итал. А. Кисилева и др.; под ред. Дж Альбериго и др. М., 2003-2009. 5 т.

Катехизис Католической Церкви. М., 2001.

Кодекс канонического права / Пер. с лат. А. Коваля. М., 2007.

Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. Древность и Средние века; М., 2000. Т. 2. Новое время.

Рожков Владимир, прот. Очерки по истории Римско-католической Церкви. М., 1998.

Dwyer J.C. Church history: twenty centuries of the Catholic Christianity. New York, 1998.

Hughes Ph. A History of the Church. London, 1935. Vol. 1-3.

Tanner N. The councils of the Church: a short history. Crossroad, 2001. 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.