Зарегистрироваться

Монашество

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

Монашество (от греч. μοναχός – уединенный, одинокий) – форма воплощения аскетического идеала, сложившаяся в христианстве.

Институт монашества существует во всех основных христианских деноминациях, кроме протестантских (хотя у протестантов встречаются подобные монашеским общины, но без строгой регламентации). Принятие монашества происходит в чине пострижения, в восточном христианстве существует три степени пострига: рясофор, малая схима и великая схима. Монах отрекается от мирской жизни и принимает обеты нестяжания, целомудрия, послушания. В Православной Церкви из монахов формируется высшее духовенство – епископат.

История восточного монашества

Аскетические основы монашеской жизни были сформулированы еще в Новом Завете. В I–III вв. монастырей еще не было, что связано с проводившимися в эту эпоху гонениями на христиан. Монашество утвердилось как традиция в конце III – начале IV в. в Египте. Уже в IV в. наступил расцвет монашества, оно распространилось в разных регионах, прежде всего в восточных областях Византийской империи. Тогда же формируются главные направления иночества: общежительное, пустынножительное, а также скитское.

Сущность отшельнического (пустынножительного) строя заключалась в том, что монахи, находясь под руководством своего старца – аввы (с еврейского – отец), по-своему усмотрению организовывали свою частную жизнь и сами добывали средства к существованию. Преподобный Антоний Великий(251-356 гг.), живший в египетской пустыне, считается основоположником отшельнического монашеского строя. Слава о подвижнике распространилась между христианами, и постепенно около Антония собралось целое общество подвижников, поселившихся в соседних пещерах.

Общежительное монашество отличалось более строгими регламентированными порядками. Здесь жизнь иноков до мельчайших подробностей определялась уставом. Права личной собственности не существовало. Основателем общежительного монашества (мужского и женского) был преподобный Пахомий Великий (292-348 гг.). Он основал на берегах Нила несколько монастырей, которые подчинялись единому разработанному им уставу. Каждая из обителей имела своего настоятеля, но все они подчинялись прп. Пахомию и его преемникам. Сохраняя строгий аскетизм, присущий отшельникам, монахи общежительных монастырей, словно одна большая семья, проживали под одной крышей, разделяли совместную молитву и трапезу. Труд стал одной из основ общинной жизни, поэтому очень рано, уже при прп. Пахомии, монастыри-киновии получили большое хозяйственное значение.

В IV в. складывается еще одна форма монашества – скитская жизнь (полуотшельничество). Она зародилась в Скитской пустыне в местности Нитрия, к западу от Нильской дельты. Около 325 г. сюда пришел подвизаться Аммун. Вскоре к нему стало тяготеть множество отшельников и спустя 40 лет в Нитрийской пустыне было более 5000 монахов. Они имели общую церковь, куда приходили по субботам и воскресеньям. Питались нитрийские монахи единолично, добывая средства к существованию своим трудом.

В Палестине, куда монашество было перенесено из Египта, трудились такие выдающиеся монахи, как Феодосий Великий, Иларион (ученик Антония Великого), Савва Освященный, соединивший с иночеством сан священника, и Евфимий Великий (376-473 гг.). К концу V в. в этом регионе насчитывалось более 150 обителей. Сирийское монашество отличалось особо строгим аскетизмом: отшельническую жизнь здесь предпочитали общежительной. В Сирии впервые появились люди, практиковавшие особые формы аскетики: столпники, затворники и Христа ради юродивые. Представители сирийского монашества, преподобные Ефрем и Исаак Сирин, широко известны прежде всего своими аскетическими произведениями.

В Каппадокии Василий Великий составил новые монашеские правила, первым оформил институт послушничества и разработал обряд пострижения в иночество. В середине V века монашество из Малой Азии стало распространяться в Константинополе. К 563 г. в столице империи насчитывалось 73 монастыря. Александр из «обители Неусыпающих» и Феодор, игумен Студийского монастыря, прославились своей борьбой с еретическими течениями.

Отделение от единой Церкви Древневосточных Церквей разделило некогда единое восточное монашество. Кроме того, в VII веке завоевание Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило многих монахов покинуть эти земли. Многие из них оказались на Афоне. Туда же переселялись иноки, преследуемые императорами-иконоборцами. Афон (Святая Гора) – восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. С IX в. она стала одним из ведущих монастырских центров Востока, к этому периоду афонское монашество существовало уже в трех формах: отшельнической, скитской и киновийной (общежительной). Первоначально монахи сосуществовали с мирянами, но к IX в. Афон покинули последние пастухи и землепашцы. Указ императора Василия I, изданный в 883 г., закрепил статус Святой Горы как места проживания исключительно монахов.

Определяющую роль в истории афонского монашества сыграл прп. Афанасий Афонский (ок. 925 или 930 – ок. 1000). Основанная им Великая Лавра стала образцовым монастырем. Важным событием в X в. стало издание первого афонского устава. По нему Святая Гора признавалась независимой и самоуправляемой. Ученики Афанасия Афонского основали на Святой Горе большое число обителей, число которых с каждым годом все более умножалось. К началу XI в. на Афоне было уже более 180 монастырей и скитов. Помимо греков на Святой Горе подвизались монахи из Иверии, Армении, Италии, Сербии, Болгарии, России. Афонская духовность оказала большое влияние на развитие и формирование монашества в Сербии, Румынии, Болгарии и России. Особо примечательна деятельность Саввы и Симеона Сербских, Антония Печерского, Сергия Радонежского, Нила Сорского, Паисия Величковского, Пимена Болгарского и множества других представителей монашества этих стран.

XIV век можно охарактеризовать как золотой век афонского монашества. В это время исихазм, который вот уже многие годы находил практическое воплощение на Афоне, нашел и своих теоретических выразителей в лице выдающихся иноков. С Афоном связана плеяда выдающихся богословов этого периода, и прежде всего Григорий Палама (1296-1359).

С падением Византийской империи в 1453 г. в истории восточного монашества произошли большие перемены. Монахам было запрещено строить новые монастыри и восстанавливать старые без особого разрешения султана. Многие православные монастыри угодили в долговую яму, другие стали очень быстро беднеть. От окончательного исчезновения их спасла только помощь благотворителей из Греции, Сербии, Болгарии, Грузии, России и особенно Молдавии и Валахии.

Ключевую роль в сохранении православия в балканском регионе сыграл афонский монах равноапостольный Косма Этолийский (1714-1774). Он посетил с проповедями практически всю территорию Константинопольского патриархата, остановил набравшую ход исламизацию, способствовал распространению исихастской традиции. Крупным событием стало издание в 1782 г. энциклопедии святоотеческого опыта – «Добротолюбия».

В XVIII-XIX вв. в России вели свою деятельность такие выдающиеся монахи, как Серафим Саровский, Паисий Величковский, Феофан Затворник, Игнатий Брячанинов, оптинские старцы. Вторая половина XX в. стала временем нового расцвета монашества, особенно в Балканском регионе. Активную деятельность ведут православные монахи-миссионеры в Латинской Америке и Африке. В процессе возрождения монашества ключевую роль сыграла плеяда старцев, привлекших множество людей к монашеской жизни и оказавших большое духовное влияние на молодое поколение иноков.

Женские монашество возникло в Египте одновременно с мужским. Среди первых монахинь были сестры Антония и Пахомия Великих, супруга прп. Нила, мать и сестра Василия Великого, прп. Мелания, основавшая первый женский монастырь в Палестине. Женское монашество было построено на той же канонической базе, что и мужское. При этом большее развитие получил общежительный строй, отшельниц было относительно немного. Добровольно заканчивали свою жизнь в монастырях многие супруги византийских императоров.

Женские монастыри часто основывались известными старцами. В России в XIX в. стоит выделить имена Серафима Саровского, Феофана Затворника, оптинских старцев. У истоков возрождения современного женского монашества в Греции стояли свт. Нектарий Пентапольский, старцы Амфилохий (Макрис) и Филофей (Зервакос).

 

История западного монашества

Западное монашество возникло под влиянием восточного. Сведения об обителях Антония и Пахомия принес в Италию святитель Афанасий Александрийский. Святые Мартин (370) и Иларий основали большие обители во Франции и Италии, блж. Иероним Стридонский и пресвитер Руфин переводили творения восточных отцов о монашеской жизни, а в своих собственных сочинениях познакомили западный мир с подвижниками восточного монашества. Святой Иоанн Кассиан (360-431), основавший два монастыря в Массалии, на основе трудов восточных отцов и своего практического опыта составил свод правил относительно монашеской жизни. Преподобный Бенедикт Нурсийский (529) считается родоночальником западного общежительного монашества. Его устав оказал большое влияние на дальнейшее развитие иночества.

Западное монашество отличалось менее созерцательным характером, чем восточное, и большей практической, социальной направленностью. На Западе сложилась система организации монастырей в виде крупных объединений, подчинявшихся непосредственно папе Римскому. Каждый монашеский орден имел свою специализацию и свою символику. Первым возник орден бенедиктинцев (547). Клюнийская реформа X-XI вв. укрепила связь монашества с папством. В XI-XII вв. появился ряд духовно-рыцарских орденов, решавших в частности военные задачи в ходе крестовых походов: госпитальеры (иоанниты), тамплиеры, тевтонский орден и др. В XIII в. основывались нищенствующие ордена, задачей которых стала борьба с ересями: августинцы, францисканцы, доминиканцы. В XVI в. на волне борьбы с Реформацией возникли новые ордена, прежде всего иезуиты, ставшие самой могущественной организацией в Католической Церкви.

А.Г. Зоитакис

Рекомендуемая литература

Герье В.И. Западное монашество и папство. М., 1913.

Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000. Т. 1-2.

Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. СПб., 1912.

Котляревский С.А. Францисканский орден и римская курия в XIII-XIV веках. М., 1901.

Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. статей. СПб., 1998.

Монашество и монастыри в России, XI-XX века: Исторические очерки / Отв. ред. Синицына Н.В. М., 2005.

Орден иезуитов: Правда и вымысел / Сост. А. Лактионов. М., 2007.

Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М., 1998.

Смолич И.К. Русское монашество. 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997.

Усков Н.Ф. Христианство и монашество в Западной Европе раннего Средневековья. СПб., 2001.

Encyclopedia of Monasticism / Johnston, William M. (ed.). Chicago, 2000. 2 vols.

Lawrence C. H. Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in Western Europe in the Middle Ages. New York, 2001.

Moines et monastиres dans les sociйtйs de rite grec et latin. Genиve, 1996.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.