Зарегистрироваться

Школа

Категории История культуры | Под редакцией сообщества: История

Школа - тип общеобразовательного учебного заведения начального и среднего уровней.

Школа – фундамент всей системы образования, так как должна давать общее образование, подготавливать учащихся к овладению профессиональными знаниями. Развитие школьной системы, доступность школьного образования, как начального, так и среднего – показатель уровня культурного потенциала общества; правительственная политика в школьном вопросе, как и отношение различных слоев населения к проблеме общего образования является показателем уровня развития общественного сознания.

 

Школа в России в средние века

Школы получили распространение со времен Древней Руси. Однако на протяжении столетий они были доступны узкому кругу населения. Первые школы в Новгороде (X-XI вв.) основывались в монастырях для «лучших людей» - знати. Потребность в овладении письмом и счетом, обострившаяся с развитием торговых связей в XIV-XVI вв., способствовала появлению грамотных людей среди посадского населения, о чем свидетельствуют найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты - частные письма, хозяйственные записи. Хозяйственное развитие страны в XVII в., ускорило процесс распространения образования. Постепенно школьным обучением охватывались все более широкие слои населения. Теперь школы часто основывались по инициативе посадских людей, в сельской местности появлялись школы грамоты. Довольно распространенным типом литературы стали Азбуки и различные учебные пособия: Московский печатный двор в конце XVII в. напечатал более 300 тыс. таких книг. В это время в Москве среди мужского населения было 24% грамотных.

 

Школа в России в XVIII – 1 пол. XIX века

В первой половине XVIII в. были созданы учебные заведения, дававшие не только простую грамотность, но и профессиональные знания. Открывались и элементарные школы (цифирные) для детей горожан, в 1755 г. основан Московский университет и гимназия при нем, рассчитанная на детей не только дворян, но и разночинцев. 1780-е гг. – время складывания системы общеобразовательной школы. Издан Устав народных училищ – первый общероссийский законодательный акт. Были созданы главные (в губернских городах) и малые (в уездных) народные училища, происходила выработка методики обучения, разрабатывались принципы функционирования системы образования: единые учебные программы и планы, классно-урочная система, преемственность обучения в начальной и средней школах.

В начале XIX в. сложилась школьная система, включавшая разные типы школ как по уровню и наполненности даваемых знаний, так и форме своей организации и источнику финансирования.

Начальная школа имела две ступени: приходские и уездные училища. Приходские училища, основывавшиеся не только в городе, но и в сельской местности, с одногодичным курсом давали элементарную грамоту, знание Закона Божия. Уездные училища преобразовывались из малых народных училищ. В них принимали детей, окончивших приходское училище, срок обучения равнялся двум годам (по Уставу 1828 г. – 3 года). Программа отличалась широтой и, кроме обычных предметов, включала основы технологии применительно к занятиям населения данной местности. Финансирование осуществляли городские общества с небольшой дотацией из казны. Преобразование малых народных училищ в уездные затянулось на долгие годы, и к 1825 г. на 486 уездных городов приходилось лишь 129 училищ.

Гимназии, преобразованные из главных училищ, были формой средней школы с курсом обучения 4 года. Программа гимназий отличалась энциклопедичностью и открывала их выпускникам доступ в университеты.

Сложившаяся общеобразовательная школа не предполагала обучения крепостных крестьян. Их образование признавалось делом доброй воли помещиков. В государственной деревне школы для крестьян стали появляться в конце 1830-х гг. в связи с реформой П.Д. Киселева. Однако сами крестьяне смотрели на необходимость отдавать детей «в обучение» как на своеобразную рекрутчину.

Создание системы общеобразовательной школы, ее успешное функционирование тормозились многими причинами: недостаточностью финансирования, малым количеством училищ, а также неготовностью общества к реформам подобного рода и его неспособностью оценить возможность получения образования (как массой провинциального дворянства, так горожанами и крестьянами).

В результате, в середине XIX в. далеко не во всех уездных городах существовали уездные училища, из 92 заштатных городов только в 22 были какие-то (частные или казенные, светские или духовные) школы, а в огромном большинстве городов работало по одному училищу[1]. Накануне отмены крепостного права из 70 млн. населения России грамотными были лишь 6%.

 

Пореформенная школа

При подготовке отмены крепостного права встала проблема образования освобождавшейся многомиллионной массы крестьянства, поэтому одновременно с Манифестом об освобождении крестьян разрабатывалось и Положение о народных училищах.

С 1860-х гг., наряду с приходскими школами, действовали земские училища – тип элементарной начальной школы с трехгодичным курсом обучения. Земские школы, создававшиеся общественностью и финансировавшиеся земствами - новый тип школ для народа, в которых, в отличие от казенных училищ, давались более широкие знания, включавшие не только грамотность, но и первичные сведения по истории, географии, естественным наукам. Они сообщались на уроках объяснительного чтения – новая форма занятий с младшими школьниками, разработанная передовыми педагогами в целях расширения объема первоначального знания. По мысли прогрессивных педагогов, элементарная школа должна научить учащихся пользоваться книгой, пробудить в них любознательность и любовь к учению.

Кроме земских училищ, были распространены церковно-приходские школы, содержавшиеся Синодом. Их курс был рассчитан на два года и включал предметы религиозной направленности.

В местах, где не было правильно организованной школы, продолжали действовать школы грамоты, известные на Руси со времен средневековья. Учебный процесс в них носил индивидуальный характер, учителями были представители духовенства или просто местные грамотеи, которые обучали в основном по религиозным книгам. С появлением земств школы грамоты попали под их влияние, в результате чего там появились квалифицированные учителя, учебная литература. Расширение влияния земств на этот вид школ встревожило правительство, и в 1891 г. они были переданы в ведение Синода. Увеличению числа начальных элементарных школ способствовало изменение отношения крестьян к проблеме образования, в связи с осознанием ими важности в новых условиях жизни овладения хотя бы простой грамотностью.

Школами второй ступени стали городские училища, создававшиеся по Положению 1872 г. взамен уездных училищ. В них начальное образование расширялось за счет включения сокращенных курсов наук из объема средней школы. Курс обучения составлял 6 лет и давал законченное начальное образование без права поступления в средние учебные заведения. Преобразование уездных училищ в городские - очень длительный процесс, не завершившийся и в начале XX в.

На селе школами второй ступени были министерские училища, основанные по Положению 1874, имевшие курс 5 лет. Программа второго класса (2 года обучения) расширялась за счет включения сведений по геометрии, истории, географии, естествознанию. Церковно-приходские школы второй ступени имели курс обучения 4 года, однако программа второго класса носила повторительный характер.

В результате деятельности всех видов начальной школы уровень грамотности населения страны возрос. По Переписи 1897 г. число учащихся в городах составляло 43%, а грамотность крестьян выросла с 5-6% в дореформенное время до 18%[2].

Средняя школа была представлена гимназиями, с 1804 г. открывавшимися в каждом губернском городе. К середине XIX в. в гимназиях утвердилась система классического образования, программа которой была рассчитана на семилетний курс и основывалась на формально-грамматическом принципе обучения с приоритетом древних языков и античной литературы. Для классической системы характерна сокращенная программа математического и отсутствие естественноисторического циклов наук. Ценность изучения древних языков правящие круги усматривали в развитии формального мышления, усидчивости, дисциплины, в отвлечении учащихся от проблем современности и в защите молодежи от влияния материалистических воззрений.

Сохранение сословности образования, особенно характерное для правительственной политики начиная с 1820-х гг., реализовалось в том, что гимназии предназначались в основном для детей дворянства (доля выходцев из демократических слоев в середине века составляла 6-7%), поэтому выпускники гимназий имели право поступления в университеты на льготном основании. Процесс демократизации образования, присущий развитию капитализма, к началу XX в. привел к увеличению в гимназиях числа выходцев из демократических слоев до 20%.

С 1830-40-х гг. развивается так наз. реальное образование, целью которого было предоставление «производительному классу новых средств получения технических познаний». При гимназиях появились реальные классы и курсы. По Уставу 1864 г. создавались реальные гимназии, в 1872 г. пониженные в своем статусе до училища. Они были бессословными учебными заведениями, имели шестилетний курс обучения и седьмой, дополнительный класс для подготовки к поступлению в высшее техническое учебное заведение. Программа обучения была приспособлена к нуждам «предпринимательского класса»: усиленное внимание к предметам математического, естественного цикла наук, к новым языкам. Выпускники реальных училищ не имели права поступления в университеты.

Наличие двух типов средней школы (ее дуализм) и лишение «реалистов» права поступления в университеты было объектом критики педагогической общественности.

В конце XIX – начале XX вв. модернизационные процессы, возросшая в народе потребность в грамотности и в более основательном знании поставили перед системой общего образования новые задачи. Вновь стала актуальной проблема доступности элементарной школы, увеличения числа начальных учебных заведений повышенного типа. Была поставлена задача введения всеобщего начального обучения, (проект утвержден Государственной думой в 1908 г., однако не утвержден Государственным советом), создания единой общеобразовательной школы, связанной во всех своих звеньях преемственностью обучения.

В это время стало очевидно, что ни классическая система в гимназиях, ни реальные училища не дают полноценного общего образования. В предложениях по реорганизации средней школы, выдвинутых общественностью, в наиболее радикальных министерских проектах предполагалось сближение гимназического и реального образования. Допускалась даже возможность разрешения выпускникам реальных училищ, изучившим латынь, поступать на естественные факультеты университетов по общему конкурсу. Однако эти проекты так и не получили законодательного утверждения. Дуализм средней школы со всеми его особенностями сохранялся до 1917 г.

Многие проблемы общего образования - введение всеобщего обязательного, сначала начального, затем семилетнего образования, создание единой школы - получили свое разрешение только после октября 1917 г.

 

Рекомендуемая литература

Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.

Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1991.

Рыбаков Б.А. Просвещение // Очерки русской культуры XIII-XV в. М., 1969.

Рогов А.И. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVII в. Ч. II. М., 1979.

Белявский М.Т. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVIII в.Ч.II. М.. 1987.

Сысоева Е.К. Состояние системы образования (XIX – начало XX вв.) // История русской культуры IX – XX веков. Под ред. Л.В. Кошман. Учебное пособие. Изд. 4-е. М., 2006.

Кандаурова Т.Н. Гимназии // Очерки русской культуры XIX века. Т. 3. Культурный потенциал общества. М., 2001.

Сысоева Е.К. Народная школа // Там же.

 

Ссылки

  1. Дитятин И.И. Статьи по истории русских городов. СПб., 1896. С. 46.  ↑ 1
  2. Рашин А.Г. Грамотность и образование в России в XIX – начале XX вв.//Исторические записки. № 37. М., 1951. С. 38.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.