Зарегистрироваться

Лебедев Алексей Петрович

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

Лебедев Алексей Петрович

историк церкви

историк церкви

Настоящее имя:
Год рождения:
1845
Годы жизни:
1845 — 1908
Место рождения:
с. Очаково Рузского уезда Московской губернии, Российская империя
Место смерти:
Москва, Российская империя
Разделы каталога:

Родился 2 (14) марта 1845 г. в селе Очаково Рузского уезда Московской губернии в семье священника Петра Лебедева. Обучался в Перервинском духовном училище, в 1866 г. окончил Московскую духовную семинарию,  в 1870 г. – Московскую духовную академию. Одним из его преподавателей был Е.Е. Голубинский, метод которого очевидно оказал влияние на будущее научное творчество Лебедева.

Когда он окончил Московскую духовную академию, ректор протоиерей Александр Горский предложил ему как одному из лучших выпускников занять одну из академических кафедр на выбор. Лебедев выбрал кафедру древней церковной истории, хотя до этого не изучал подробно данный предмет. Выбор был обусловлен тем, что церковная история в отличие от чисто богословских наук не ограничивалась конфессиональными рамками и давала больший простор для исследователя. Так в 1870 г. Лебедев стал доцентом Московской духовной академии. В 1871 г. он был утвержден в степени магистра богословия за диссертационное сочинение «Превосходство откровенного учения о творении мира перед всеми другими объяснениями его происхождения». В 1879 г. за сочинение «Вселенские соборы IV и V веков. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями Александрийской и Антиохийской школ» был удостоен степени доктора богословия. С 1874 г. экстраординарный, с 1879 –ординарный, с 1895 – заслуженный профессор Московской духовной академии.

В 1896 г. уволился из духовной академии и перевелся на должность ординарного профессора Московского университета по кафедре церковной истории. Занимал ее до конца жизни.

Лебедев создал 10-томный цикл фундаментальных трудов по истории Православной Церкви, охватывающих гигантский период с ее возникновения до начала XX века. Эти работы переиздавались при жизни автора и переиздаются до сих пор. Лебедев подробно изучал историю гонений на христиан, Вселенских соборов, разделения Церкви на Западную и Восточную и последующую историю Православной Церкви, в том числе под властью Османской империи. Его интересовала и новозаветная тематика, в частности он посвятил специальную работу выяснению вопроса о том, кого называли «братьями Господними». Лебедев предложил гипотезу, что Мария Клеопова была женой брата Иосифа и считалась «сестрой» Девы Марии, а ее дети – «братьями» Иисуса. Особое место среди трудов Лебедева занимают фундаментальные работы «Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до IX века», «Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX века». Ученый проявлял интерес и к современному естествознанию, написал критические статьи «Учение Дарвина о происхождении мира органического и человека», «Философско-богословское и естественно-научное толкование библейского догмата о сотворении мира» и др. Значительная часть его работ – это курсы, читавшиеся в учебных заведениях.

Лебедев стремился к поиску исторической истины, не привязывая ее к конфессиональным границам, интересовался католической и протестантской научной литературой, используя ее достижения и стараясь познакомить с ней российского читателя. Изучая историю, он избегал прямой апологии православной Церкви, чтобы не показаться пристрастным. Отчасти с этим связана критика его трудов как в церковной, так и в академической среде, полемика с протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым по поводу истории Вселенских соборов и др. В то же время работы Лебедева были известны в Западной Европы, рецензии на них писал, например лютеранский теолог и историк Церкви А. фон Гарнак. Как говорил А.А. Спасский, Лебедев «не только поднял русскую науку на надлежащую высоту, но и привлек к ней внимание ученого Запада, сделав ее общеевропейским явлением».

Пожалуй, Лебедев в большей степени был преподавателем, а не ученым. В учебных заведениях, где он читал лекции, почти ежегодно предлагал вводить новые курсы. Он хорошо умел рассказывать и пользовался большой популярностью студентов, смог воспитать целый ряд будущих историков. Среди его учеников было более десяти магистров, которые заняли кафедры в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы (И.Д. Андреев, Н.Н. Глубоковский, А.А. Спасский и другие). Безусловно, Лебедев был крупнейшим и наиболее ярким ученым из тех, что занимали кафедру церковной истории Московского университета. В то же время, по мнению протоиерея Георгия Флоровского, «Лебедев совсем не был богословом, и о богословских спорах рассказывает без всякого внутреннего в них соучастия, как сторонний наблюдатель, – именно безучастно, но не бесстрастно. И в лучшей из его книг, в его известной диссертации о первых вселенских соборах, не достает именно этого сочувственного проникновения в смысл описываемых и обсуждаемых событий».

За свои научные и педагогические заслуги он избирался почетным членом всех духовных академий России, а также некоторых университетов, был пожалован чином действительного статского советника.

В последнее время Лебедев страдал от прогрессирующей потери зрения. С этим отчасти связан его переход из духовной академии в университет, где педагогическая нагрузка была меньше. Умер 14 (27) июля 1908 г. в Москве.

 

Сочинения:

Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902.

Исторические очерки состояния византийско-восточной Церкви с конца XI до половины XV века. М., 1902.

Церковная историография в главных ее представителях с IV по XX века. СПб., 1903.

Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире. СПб., 1904.

Вселенские соборы IV и V веков. М., 1904.

Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. М., 1904.

История греко-восточной Церкви под властью турок от падения Константинополя до настоящего времени. М., 1904.

История разделения Церквей в IX, X и XI веках. М., 1905.

Братья Господни. М., 1905.

Духовенство древней Вселенской церкви от времен апостольских до IX века. М., 1905.

К моей учено-литературной биографии // Богословский вестник. 1907. № 6.

 

Рекомендуемая литература

Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. М., 1902.

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Авторские произведения: Лебедев Алексей Петрович

Название Год Текст Тип Действия
1. Очерки внутренней истории Византийско-восточной Церкви в IX, X и XI вв.
1878
Одно из крупных монографических исследований А.П. Лебедева повествует об истории Церкви в Византии от времен иконоборчества до первого Крестового похода. Здесь затрагиваются и религиозные споры между Западной и Восточной Церквами, которые привели к окончательному разрыву между ними.