Зарегистрироваться

Отделение истории международных отношений кафедры Новой и новейшей истории стран Европы и Америки Исторического факультета Московского государственного факультета имени М.В. Ломоносова

Категории История международных отношений и внешней политики | Под редакцией сообщества: История

Адрес организации:
119992, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27, корп.4
Телефон:
+7 (495) 939-32-88
Факс:
Электронная почта:
Сайт:
http://www.hist.msu.ru/Departments/ModernEuUS/INTREL/index.html
Время работы:

С момента основания нашего факультета проблемы межгосударственных отношений и внешней политики привлекали большое внимание преподавателей, аспирантов и студентов. На более высокий уровень это научное направление поднялось в начале 1990-х годов, когда на кафедре новой и новейшей истории была создана секция истории и теории международных отношений. Цель ее создания заключалась в подготовке специалистов, соединяющих фундаментальные познания в отечественной и мировой истории, вспомогательных дисциплинах и иностранных языках (что традиционно для выпускников нашего факультета) с глубоким пониманием и осмыслением новейших достижений российских и зарубежных ученых в области теории международных отношений, социологии, политологии, международного права и других наук.

Группа преподавателей и сотрудников секции выпустила базовое учебное пособие: “Основы общей теории международных отношений”, тематические сборники “Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории”, “Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее”, а также сборник программ дисциплин специализации и специальных курсов. Сейчас ведется работа над новыми учебными пособиями и коллективными научными трудами.

Основными направлениями научной работы являются:

  • проблемы системности международных отношений;
  • теория конфликтов и кризисов;
  • взаимодействие мировой экономики и системы международных отношений;
  • проблемы национализма;
  • исторические и теоретические аспекты интеграционных процессов;
  • взаимоотношения “центр – периферия” в системе международных отношений;
  • внешняя политика стран Европы и Америки в новое и новейшее время;
  • проблемы борьбы с международным терроризмом.

С середины 1990-х гг. на кафедре новой и новейшей истории ежегодно набирается группа из 10 – 12 студентов-международников. Срок обучения составляет три года (с третьего по пятый курс). На сегодняшний день по этой специализации защищено более 100 дипломных работ и большое количество кандидатских диссертаций. Несколько наших выпускников работают в МИД России. Каждый год кафедра принимает 3-4 аспирантов по специализации “История и теория международных отношений”.

Любая специализация открывается курсом «Введение в специальность». Эту роль, в нашем случае, играет курс Е.Н. Глазуновой «Введение в теорию международных отношений». Он призван дать его слушателям первичное представление о данном предмете, этапах его развития, становлении категориального аппарата. С ним тесно связан другой курс - «Историография истории международных отношений», в котором прослеживается процесс выделения этой отрасли исторической науки в самостоятельный предмет и показывается современное состояние его изучения. Аксиоматично, что международные отношения не могут развиваться вне времени и пространства. Поэтому мы считаем обязательным наличие курса по исторической географии нового и новейшего времени, который на кафедре уже более 10 лет читает К.В. Миньяр-Белоручев. Наконец, в качестве обязательного выносится курс Р.А. Сетова «Основы теории международного конфликта». Международный конфликт является главной движущей силой развития всей сферы международных отношений. Именно он дает основные импульсы для эволюции системы международных отношений. Западные конфликтологи уже давно и плодотворно разрабатывают различные аспекты сложного и многогранного явления, именуемого «международным конфликтом». Очевидно, что заниматься на современном уровне анализом международных отношений без знания основ теории международного конфликта невозможно. Познакомить с ними и дать собственную интерпретацию и пытается в данном лекционном курсе Р.А. Сетов.

В числе приоритетов в научно-исследовательской работе секции международных отношений, - проблема становления и развития системности в истории международных отношений. Именно так называется стержневой курс этого блока, в котором прослеживается общая динамика данного процесса на протяжении XVII - начала XXI вв., и дается характеристика основных моделей системы международных отношений, а также выделяются факторы, влияющие на функционирование указанного комплекса. В самом этом курсе, который в настоящее время читают два наших преподавателя - А.С. Маныкин и Е.В. Романова, планируется периодически менять внутренние модули, делая акцент попеременно на анализ различных системных моделей (биполярной, Версальско-Вашингтонской, Венской, Вестфальской и т.д.).

Этот курс органично дополняется еще тремя курсами, посвященными анализу тех моделей системы международных отношений, которые функционировали в XX в. В первом курсе «Кризис системы международных отношений в последней трети XIX - начале XX вв. и происхождение Первой мировой войны», автором которого является Е.В. Романова, рассматривается специфика кризиса и распада той модели международных отношений, которая существовала в этот период, и чей крах стал исходной точкой «Великой войны». Процесс возрождения системности на качественно новом уровне рассматривается в курсе В.Н. Горохова «Версальско-Вашингтонская система: становление, характер, итоги развития». В нем дается всесторонний анализ всего цикла эволюции данной модели - от становления до распада. Показываются узловые моменты ее истории, анализируются причины, детерминировавшие историческую судьбу этой формы организации мирового сообщества. Наконец, последним в этой серии является курс А.С. Маныкина «Биполярная система: динамика развития, механизм функционирования, историческое место», в котором студенты знакомятся с базовыми параметрами данной модели, механизмом взаимодействия системообразующих и системоразрушающих факторов в процессе ее эволюции.

Кроме того, студенты, занимающиеся в этой программе, имеют возможность выбора из еще четырех курсов, в которых рассматриваются важные, но более частные сюжеты. Так, в курсе М.О. Трояновской «Формирование концепции национального интереса во внешней политике США: от войны за независимость до доктрины Монро» показывается, как на рубеже XVIII - XIX вв. на глубокой периферии системы международных отношений возникло качественно новое государство, где, параллельно со строительством нового общества, шел интенсивный поиск своей ниши в сфере международных отношений. От их результатов, соответствия реалиям международной жизни и объективным потребностям молодой республики зависели ее перспективы и будущее. Необходимость решения этой жизненно важной задачи потребовала от «отцов-основателей» США задуматься над формулированием концепции национальных интересов страны. На этом примере автор курса пытается дать свою версию ответа на вопрос о том, что из себя представляет одна из важнейших категорий, используемых в теории международных отношений - «национальные интересы».

В курсе A.M. Фомина «Восточный вопрос в международных отношениях во второй половине XIX - начале XX вв.» показывается, как в этот период в рамках системы международных отношений формируется региональная подсистема, какую специфику она имела, и каким образом взаимодействовала с глобальной системой. На этом примере автор  пытается  показать,  как функционирует система международных отношений на разных уровнях, что является одним из наиболее дискуссионных моментов в современной теории международных отношений. В лекционном курсе Е.Н. Глазуновой «Эволюция внешнеполитических концепций США в отношении стран «третьего мира» после Второй мировой войны» рассматриваются вопросы, связанные с анализом политики США, ставших ядром биполярной системы, на ее периферии. т.е. взаимоотношениями со странами «третьего «мира». Особое внимание автор уделяет проблеме усложнения конфликтов на периферии системы и роли США в этом вопросе. Наконец, последний курс этой четверки - «Испания в системе международных отношений послевоенного периода; от международной изоляции к военно-политической и экономической интеграции» (автор Н.В. Кирсанова). В центре внимания здесь находятся сюжеты, связанные с анализом перипетий,  порожденных  глубокой  перестройкой  всей партийно-политической системы страны и того влияния, которая она оказала на внешнеполитический курс Испании. Показывается,  как  благодаря  этим  изменениям  во внутриполитической жизни Испания сумела в кратчайшие сроки выйти из международной изоляции и прочно интегрироваться в Западное, прежде всего в европейское сообщество, перейти с периферии системы международных отношений в ту ее часть, которая тяготеет к ядру системы.

Второе направление - «Интеграционные процессы в мировой экономике и международных отношениях: история и современность» также теснейшим образом связано с теми уже реализованными и перспективными планами научно-исследовательской работы, которая ведется сотрудниками секции. Во главу угла в этом блоке поставлен анализ возникновения и развития различных моделей региональных интеграционных объединений. Появление реальных интеграционных процессов стало результатом долгого и сложного взаимодействия системы мирового хозяйства и системы международных отношений. Предыстория этого непростого процесса рассматривается в курсе С.А. Соловьева «Эволюция мирового хозяйства и международные отношения от рубежа XV-XVI до рубежа XIX-XX вв.». Различные аспекты этого многомерного процесса, разворачивавшегося в XX в., рассматриваются в спецкурсе С.А.Соловьева «Мировая экономика и национальные государства в XX в.» и спецкурсе А.А. Сидорова «Мировая экономика и международные отношения в эпоху «холодной войны». В первом акцент делается на рассмотрение фундаментального вопроса, касающегося изменения роли национальных государств в мирохозяйственных связях. Во втором, автор видит свою задачу в том, чтобы показать характер взаимодействия и взаимовлияния мировой экономики и мировой политики в специфических условиях «холодной войны». Эти курсы формируют базу, опираясь на которую можно переходить к изложению собственно истории интеграции.

Естественно, начинать изложение этих сюжетов логично с анализа того, как складывались первая, считающаяся классической, модель интеграции - западноевропейская. В курсе подробно рассматриваются истоки этого процесса, его основные этапы, особенности данной модели, ее достоинства и недостатки, показываются те проблемы, которые сегодня стоят перед строителями «Единой Европы». Иные интеграционные модели несколько позднее начали развиваться на периферии биполярной системы - в Латинской Америке и Африке. Там была совершенно иная исходная ситуация, отсюда и другой вариант реализации интеграционных процессов, другие результаты этого процесса. Эти сюжеты подробно рассматриваются в курсе В.А. Бородаева «Интеграционные процессы на периферии Евроатлантической цивилизации; в Латинской Америке и Африке». Наконец, в курсе А.А. Сидорова «Интеграционные процессы в Северной Америке» рассматриваются вопросы, связанные с выявлением причин, побудивших США выступить инициатором крупного интеграционного проекта но при этом избрать принципиально иную, чем в Западной Европе, модель его реализации, дается ее характеристика, оцениваются успехи и достижения участников на коротком по историческим меркам, но весьма насыщенном пути функционирования этого объединения.

Третье направление - «Проблемы войны и мира в истории международных отношений» посвящено анализу различных аспектов этой ключевой проблемы человеческого бытия. В качестве базового в данном случае рассматривается спецкурс Р.А. Сетова «Роль идеологии во внешней политике государств и в международных отношениях», в котором рассматривается роль основных идеологических концепций в формировании внешнеполитического курса великих держав, отношение к проблеме войны и мира, пониманию их роли в развитии общества.

Эти сюжеты конкретизируются в двух курсах К.В. Миньяр-Белоручева «Геополитические концепции в теории международных отношений» и «Теория и практика экспансии в международных отношениях». В первом из них рассматривается, как в модных в XX в., да и сегодня, различных геополитических концепциях трактуются вопросы войны и мира, как объясняются причины войн и их роль в развитии человеческой цивилизации. Во втором - отталкиваясь в первую очередь от опыта США и Великобритании и характерных для развития этих государств моделей экспансии, автор показывает, как развивалось это понятие, постепенно наполняясь все более разнообразным содержанием, как оно усложнялось, в каких случаях вело к военным конфликтам, а когда присоединение новых территорий проходило в мирной форме. В курсе разбираются различные экспансионистские теории, в разное время оказывавшие заметное воздействие на формирование реальной внешней политики указанных стран, а также предпринимается удачная попытка определить общее место экспансионизма в развитии государственности этих стран.

В курсе А.С. Медякова «Национальная идея и национализм в новое время» разбираются сюжеты, касающиеся роли и места национализма в развитии системы международных отношений в XIX в.. когда в Европе шел бурный процесс институционализации национальных государств, сопровождавшийся чередой локальных войн. Следующий за ним спецкурс Е.В. Коруновой посвящен рассмотрению такого важного для теории и практики международных отношений понятия как «нейтралитет». Прослеживаются его истоки, выделяются основные фазы развития, в ходе которых оно принимало все более четкие очертания, показывается какую роль нейтральные страны играли в условиях различных по своим масштабам и интенсивности военных конфликтов, и в мирное время. В курсе предпринимается попытка соотнести теоретические представления о нейтралитете с реальной практикой международных отношений, а также выявить страновые особенности разных моделей нейтралитета.

Важную роль в данном разделе играет спецкурс А.В. Пилько «Военный и политический альянс как инструмент мировой политики». В международных отношениях давно известна практика создания коалиций для решения тех или иных военно-политических, задач. Однако, вплоть до середины XX в. они, как правило, действовали на относительно коротких исторических отрезках, главным образом в преддверии серьезных военных конфликтов и особенно в годы непосредственно военных действий. Вторая половина XX в. стала временем, когда военно-политические альянсы превратились в неотъемлемый атрибут биполярного и пост-биполярного мира, играющий весьма важную, многофункциональную роль в эволюции мирового сообщества. Собственно, курс А.В. Пилько и посвящен этим принципиально важным для понимания современных трактовок проблем войны и мира сюжетам.

Наконец, лекционный курс В.И. Бартенева «США и проблемы международного терроризма (последняя треть XX -начало XXI вв.)» знакомит слушателей с историей превращения этой проблемы в одну из ключевых в современных международных отношениях. Формально она заняла центральное место в мировой политике после известных событий 11 сентября 2001 г. Однако, политическая элита США еще в 70-е гг. прошлого века активно пыталась навязать тему борьбы с терроризмом в качестве одной из основных проблем биполярного противостояния. Тогда в Вашингтоне хотели использовать ее для борьбы с союзниками СССР в «третьем мире», что вело к обострению конфронтации с национально-освободительным движением. Вплоть до распада биполярной системы эти вопросы занимали подчиненное место во внешней политике США, отходя на второй план на фоне осевого, советско-американского противостояния. Попытки США построить однополярный мир привели к изменению места данной проблематики в общем спектре проблем, волновавших Вашингтон. Конфликт ведущей мировой державы с различными сегментами периферии системы международных отношений достигли своего апогея в годы пребывания у власти администрации Дж. Буша-мл., когда международный терроризм был объявлен главной угрозой международной безопасности. Все эти вопросы детально анализируются в курсе В.И. Бартенева.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.