Зарегистрироваться

Теории этноса

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Теории этноса – это совокупность умозаключений об этносах и объяснение этнических явлений, процессов и фактов с точки зрения установленных закономерностей.

Одна из важнейших функций этнологии — поиск, выявление и исследование устойчивых тенденций (закономерностей) всех проявлений бытия этносов — эволюционных (закономерности этногенеза и этнической истории); явлений, относящихся к строению (структуре) этносов, а также к их современной жизни (функционированию).

Этнический процесс

Этнический процесс - это понятие исследователи трактуют по-разному. Особенно широко распространено представление, будто этнический процесс состоит в том, что часть членов одного этноса (или весь этнос) при взаимодействии с другим меняет представление о своей этнической принадлежности (например, если часть мордвы-эрзи стала называть себя русскими или ряд берберских племен Северной Африки вошел в состав местных арабских наций). Сама идея рассматривать в качестве этнического процесса этническую (национальную) ассимиляцию («растворение» одного этноса в другом) возникла при этнодемографическом изучении закономерностей динамики численности народов. Действительно, изменения численности всякого этноса зависят, с одной стороны, от соотношения рождаемости и смертности (они, в свою очередь, определяются воздействием экономических, культурных и иных причин), а с другой стороны, от этнической ассимиляции этого этноса соседями (или этим этносом соседей).

 

Субъекты этнического процесса

Составляющие этнос люди обладают существенными свойствами — языком, трудовыми и культурными навыками, знанием и соблюдением обычаев и обрядов и многими другими. Члены этноса тесно связаны между собой разнообразными отношениями, и именно они определяют структуру и особенности всякого этноса. В этническом процессе (в рамках этноса или в межэтническом взаимодействии) участвуют все социальные образования, социальные институты ( организации) и социальные страты (слои). Именно они все в ходе своей как обновляют все формы и проявления социального (в том числе этнического) бытия, так и способствуют сохранению многообразных традиций, обусловливают историческую трансформацию этносов и межэтнические контакты, совершают многолюдные миграции и формируются в новые этносы (например, в Новом Свете).

 

Общее, особенное и этническое

Представление об этнической специфике и абсолютной специфичности этнической (национальной) культуры вызывает очень большие сомнения. Для того, чтобы отделить особенное (специфическое) от общего, нужно путем сравнения исследовать как то, так и другое. Кроме того, эмпирические материалы этнологических наблюдений не подтверждают гипотезы о специфичности всех проявлений этносов. Никому из ученых-этнологов (и других специалистов) не удалось выделить этническую специфику в ее, так сказать, «химически чистом виде».

Тем не менее, этническая специфика — не иллюзия. Опыт многочисленных поколений содержит в себе не только ошибку; в нем есть оправдание массовой интуиции. Этническая специфика имеет два аспекта — мысленный и действительный (реальный). Обыденное сознание, обладая лишь ограниченным материалом для сравнения, небольшое и локальное отличие легко переносит на весь этнос и усиливает его до общеэтнических размеров.

 

Этноцентризм и национализм

Каждый этнос — это, в сущности, большая (величина ее может сильно варьировать) социальная группа. В истории этноса накапливаются культурные достижения, разнообразные традиции, исторические и политические представления, культурная и этническая картина мира и многое другое. Члены этноса усваивают все это в процессе социализации — этнизации. Вследствие этого взгляды, оценки и представления человека обычно в существенной мере зависят — хочет он того или нет — от характера усвоенной им этнической культуры. Французский исследователь Марк Ферро установил, что даже изложение истории в школьных учебниках разных стран осуществляется с этнической точки зрения.

Такая точка зрения, понимание и трактовка всего социального мира и его явлений с позиций культуры своего этноса называется этноцентризмом. Несколько упрощая вопрос, этноцентризм можно назвать групповой точкой зрения. Она неизбежна и сама по себе не содержит ничего особенного — ни хорошего, ни плохого. Но этноцентризм может послужить питательной средой, условием и массовым резервом для социальной мобилизации под националистическими лозунгами.

 

Язык науки в разработке теории этноса

Обсуждая предметную область, социальные функции, теории и методы этнологии, необходимо воспользоваться большим набором специальных слов — понятий, терминов, составляющих язык этой науки, ее понятийный аппарат, с помощью которого она описывает, анализирует и объясняет изучаемую ею сторону социальной реальности. Иногда говорят, что «споры о словах», то есть о понятиях и терминах едва ли нужны, так как «дело не в названии». На самом деле это не так. Точность и необходимая строгость понятий обязательны. Без них наука не может описать изучаемые объекты.

Об этнологии (этнографии) можно услышать мнение, будто это чисто дескриптивная (описательная), эмпирическая дисциплина, которой чужды обобщения и теории и которая, следовательно, нуждается якобы только в бытовой лексике для фиксации и первичного описания собранных сведений. Это, разумеется, либо заблуждение, либо недобросовестное преувеличение лишь одной из сторон этнологической работы. В действительности в каждом этнологическом исследовании в отдельности и в этнологической науке в целом непременно выражены обе стороны — эмпирическая и теоретико-методологическая, а за время своего развития эта наука отчасти создала, отчасти заимствовала богатый понятийно-терминологический арсенал. Согласно подсчетам, современная этнология использует (без учета этнической номенклатуры — названий народов) от 3 до 4 тыс. понятий и терминов.

Этнос — чрезвычайно сложная социальная система. Поэтому и описывающий ее понятийно-терминологический аппарат отличается теми же чертами: сложностью, системностью, соподчиненностью. Расчленение культуры этноса на материальную и духовную, народно-фольклорную и профессиональную служит терминологическим оформлением всякого целостного анализа изучаемого этнологами объекта. Понимание быта того или иного народа как повторяющегося, устойчивого, ритмичного поведения побуждает говорить о его наиболее стереотипизированных формах, таких, как обычай, обряд, ритуал, этикет и им подобные. Отражение сознанием своей принадлежности к этносу складывается в коллективное и индивидуальное этническое самосознание, формируя в нем этнические картины мира. Сравнение, сопоставление этносов и их характеристик между собой позволяет выяснять этническую специфику. Взаимодействия этносов могут принимать сильно различающиеся формы — от неглубоких межэтнических контактов до аккультурации (частичного усвоения одним этносом культуры другого) и ассимиляции (растворения одного этноса в другом). Этнические и межэтнические процессы проявляются как объединительные (этноинтегративные) и разделительные (этническая дифференциация и парциация). При этом возможны межэтнические напряженности (в том числе латентные, т. е. скрытые) и конфликты.


Рекомендуемая литература

Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.

Арапов Д.Ю., Ларина Е.И. С.Г. Рыбаков и его «обзор» организации духовной жизни мусульман России (апрель 1917)

Библиография сотрудников кафедры этнографии/этнологии исторического факультета МГУ

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Витов М.В. Антропологические данные как источник по истории колонизации Русского Севера. М., 1997.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.