Зарегистрироваться

Харузин Алексей Николаевич

Категории Этнография | Под редакцией сообщества: История

Харузин Алексей Николаевич

Государственный деятель, этнограф

Государственный деятель, этнограф

Настоящее имя:
Харузин Алексей Николаевич
Год рождения:
1864
Годы жизни:
1864 — 1932
Место рождения:
Москва, Российская Империя
Место смерти:
Москва, СССР
Разделы каталога:

Алексей Николаевич Харузин (1864-1932) принадлежит к уникальной в своём роде семье талантливых российских учёных. Выходцы из богатого купеческого рода, семья Харузиных принадлежала к тому же социально-культурному пласту «нового» русского купечества, что и Боткины, Прохоровы, Алексеевы, Щукины, Третьяковы. Это поколение ценило образование, всерьёз занималось наукой и искусством, благотворительностью. Глава семьи Николай Иванович Харузин (1831-1880) был одним из крупнейших скупщиков продукции Трёхгорной мануфактуры. Вопреки традиции, он не настаивал на том, чтобы сыновья продолжали отцовское дело.  Три брата – Михаил, Николай, Алексей – и их сестра Вера выбрали нелёгкую стезю науки - все они связали свою судьбу с этнографией и антропологией. Их жизнь была тесно связана с историей России и свидетельствовала о глубоком интересе к народам, населявшим не только Российскую империю, но и Балканские государства.

Харузины были знакомы с такими видными политическими и культурными деятелями, как П.А.Столыпин, В.К.Плеве, М.М.Ковалевский, В.Ф.Миллер, Д.Н.Анучин, А.Н.Пыпин, М.Н.Сперанский, М.П.Погодин, А.Н.Веселовский, А.А.Шахматов, А.В.Висковатов и др. Семья Харузиных собрала библиотеку, которая содержит 7449 единиц хранения, среди которых – научная литература по разным отраслям знаний, художественные произведения на русском, французском и немецком языках, русские и иностранные журналы, оттиски из разных периодических изданий. В 1995 г. сотрудниками Института этнологии и антропологии РАН М.М.Керимовой и О.Б.Наумовой был обнаружен личный архив А.Н.Харузина, переданный им самим в 1906 г. в библиотеку Московского государственного университета.

А.Н.Харузин в 1889 г. окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, получил степень магистра зоологии Дерптского университета (1892 г.). После окончания Московского университета А.Н.Харузин поступает на государственную службу. Его послужной список очень разнообразен. В 1891 г. он был чиновником особых поручений при губернаторе Эстляндии, с этим был связан переезд из Москвы в Ревель (Таллинн) (в Ревеле с 1873 по 1883 г. он, как и старший брат Михаил, учился в гимназии). Затем А.Н.Харузин становится секретарём Крестьянской комиссии, секретарём Губернского статистического комитета и секретарём губернского по крестьянским делам присутствия. В 1895 г. он переходит на службу в Государственную канцелярию управляющим канцелярией Виленского генерал-губернатора. Далее следуют должности губернатора Бессарабии и почётного мирового судьи Аккерманского уезда. В 1908–1911 г. А.Н.Харузин занимает пост директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, является товарищем министра внутренних дел России А.А.Макарова (с 1911 г.), сенатором. А.Н.Харузин имел придворное звание гофмейстера императорского двора (с 1913 г.). А.Н.Харузину было присвоено звание почётного гражданина многих городов Бессарабской губернии; он имел российские, болгарские и бухарские ордена и медали.

Активная государственная деятельность А.Н.Харузина приходится на службу в ДДДИИ МВД. С 1906 по 1911 гг. П.А.Столыпин, возглавлявший Министерство внутренних дел не только продолжил сложившуюся к концу XIX в. политику ограниченной веротерпимости, но, по сути впервые, придал ей активное практическое развитие. Вопросы управления жизнью мусульман России находились в ведении двух центральных подразделений МВД – Департамента духовных дел иностранных исповеданий и Департамента полиции (Документы этого времени хранятся в ф.821 Российского государственного исторического архива и ф.102 Государственного архива Российской Федерации). Активным разработчиком и проводником этих мер был и А.Н.Харузин, возглавлявший ДДДИИ с 1908 по 1912 гг. О необходимости активной политики государства в отношении неправославного населения, главным образом мусульман, он писал ещё в 1889 г. в капитальном труде «Киргизы Букеевской орды»,  считая усиление ислама и укрепление положения татар среди казахов крайне нежелательным: «Не следует потакать враждебному нашим государственным началам направлению магометанско-татарскому»[1]. В 1910 г. на «Особом совещании по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Приволжском крае», собранном П.А.Столыпиным, была признана особо опасной «намеченная мусульманскими руководителями строго последовательная программа религиозного и культурного объединения всего мусульманского населения России на автономных началах под главою высшего духовного лица, совершенно независимо от правительства в управлении делами веры и школы»[2]. Итогом работы Совещания стал документ «О мерах для противодействия панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения»[3]. В нём было указано три направления деятельности: «1) По пути укрепления положения православной церкви в области её государственно-культурной деятельности – меры духовно-просветительные, 2) по пути урегулирования школьно-образовательного дела, в соответствии с интересами населения и государственною пользою – меры культурно-просветительные и 3) по пути упорядочения государственно-правового положения мусульманства и усиления правительственного контроля за его проявлениями – меры административные»[4]. В 1910 г. П.А.Столыпин распорядился устанавливать контроль за лицами, прибывающими из Турции, причём эмиссаров надо было выдворять на родину. А.Н.Харузин как руководитель ДДДИИ и участник Особого совещания проводил работу в соответствии с принятыми решениями. Он собирал сведения о распространении идей панисламизма и «турецких» агентах на территории империи через запросы по всем губерниям Российской империи (в частности, особое внимание уделялось положению дел в Тифлисской, Эриванской, Казанской и пр.), участвовал в Особом совещании по вопросу о переселении в Турцию инородцев-мусульман Томской и Тобольской губерний (переселение российских мусульман в Турцию происходило время от времени после присоединения Крыма в 1783 г. на протяжении всего XIX в. Когда директором ДДДИИ являлся А.Н.Харузин, подобное желание высказали мусульмане -сибирские татары, бухарцы - названных губерний). Кстати упомянуть, что уже в следующем 1911 г. Особое Совещание решало вопрос в отношении всех мусульман – подданных Российской империи.

По запросу А.Н.Харузина, разосланному в мусульманские духовные собрания и губернаторам, собирались также сведения о числе мечетей и мусульман в Российской империи. А.Н.Харузин участвовал также в подготовке открытия в Санкт-Петербургской Практической Восточной Академии курсов восточных языков для чиновников МВД[5]. В это же время в Департаменте продолжалась подборка печати по «нехристианским исповеданиям», главным образом мусульманской периодики, например, газеты «Вакт», «Каспий», «Баку», «Кавказский телеграф», «Голос Урала», «Евангельские листы для молодых людей в России», «Земщина», «Окраины России» и др.

Одним из направлений государственной деятельности А.Н.Харузина была поддержка распространения и утверждения православия. В представлении на особое совещание 1911 г. «О мерах для противодействия панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения» была зафиксирована прерогатива в противостоянии исламу именно светских органов: «Прежде всего, по мнению совещания, православная церковь, представляющая собою неотъемлемое начало национально-русской культуры, не вооружена достаточными силами и средствами для обороны приобщённых к православию мусульман против агрессивной деятельности ислама»; «обсуждая [духовно-просветительные меры – Д.А., Е.Л.], совещание в основу их положило соображение о том, что они со стороны государства не должны иметь миссионерского характера. В связи с этим оказываемая со стороны государственной власти поддержка православной церкви должна касаться исключительно области духовно-культурной её деятельности и проявляться в материальном и моральном содействии наилучшей постановке её культурно-просветительских учреждений[6]. А.Н.Харузин тесно сотрудничал со страстным проводником церковной доктрины православного миссионерства епископом Андреем (князем Александром Алексеевичем Ухтомским), основавшим в 1905 г. при братстве св. Гурия в Казани Общество христианской взаимопомощи для охранения православных от «иноверной кабалы». Братство св. Гурия в Казани пользовалось регулярной денежной поддержкой от Министерства внутренних дел[7], а епископ Андрей также являлся участником особого совещания 1910 г.[8]

А.Н.Харузин лично контролировал финансирование сборника «Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама», составленного епископом Андреем и профессором этнографии Н.В.Никольским в 1912 г. По ходатайству А.Н.Харузина на издание этой книги было ассигновано 1000 руб. (хотя в личном письме к А.Н.Харузину епископ Андрей ограничивался просьбой 700 руб.)[9], он также контролировал рассылку этого сборника по составленному им самим списку из 214 пунктов, в частности, членам правительства, Св.Синода, губернаторам, деятелям науки (акад. Н.Я.Кулаковскому, акад. А.А.Шахматову, акад. С.Ф.Ольденбургу, проф. Ф.Е.Коршу, Н.А.Бобровникову и др.), в различные газеты и журналы («Правительственный вестник», «Журнал Министерства народного просвещения» и др.), библиотеки (Св.Синода, РГО, Духовной Академии, Министерства народного просвещения, Императорского Казанского университета, миссионерские и др.), во все районы проживания мусульман (Петербург, Москву, Киев, Сухуми, Казань, Симбирск, Самару, Саратов, Астрахань, Оренбург, Челябинск, Уфу, Пермь, Пензу, Рязань, Нижний Новгород, Тобольск, Томск, Омск, Екатеринбург, Вятку)[10].

Деловая связь епископа Андрея и ДДДИИ и его директора была двусторонней. Положительно оценивая деятельность Андрея, МВД (в лице А.Н.Харузина) не только финансировало его общество и статистический сборник, но и присылало специальную литературу. Например, из средств МВД издавался журнал «Инородческое обозрение», приложение к «православному собеседнику», один экземпляр которого Андрей получал бесплатно[11].

По свидетельству родственницы Харузиных – И.Е.Огневой (в первом браке Харузина, жена Олега, сына А.Н.Харузина), за несколько лет до революции Алексей Николаевич подал в отставку из-за «несогласия с царской политикой того времени, и в частности с политикой министра Макарова» и ушёл с государственной службы[12]. Если данное свидетельство верно, то вероятно выход в отставку произошёл в 1912 г., так как А.А.Макаров 16.12.1912 был уволен от должности министра[13], а на бумагах департамента подписи А.Н.Харузина прослеживаются до середины 1912 г.

После революции А.Н.Харузин работал в Тульской губернии на Шатиловской опытной сельскохозяйственной станции, одним из организаторов которой он сам и был. Он проводил исследования и написал несколько книг по огородничеству. Из-за болезни жены, баронессы Наталии Васильевны фон дер Ховен (дочери контр-адмирала В.Ховена), А.Н.Харузин в 1924 г. возвратился в Москву. Здесь он устроился на работу в Сельскохозяйственный политехникум автором-преподавателем в садово-огородное отделение и составил несколько учебных пособий для учащихся.

В 1927 г. А.Н.Харузин был арестован ГПУ в числе так называемых « “бывших” - людей, в прошлом связанных с царской администрацией: бывших крупных купцов, бывших офицеров царской армии, фабрикантов, а из интеллигенции… адвокатов, врачей, инженеров» (из записок И.Е.Огневой)[14]. Через некоторое время его отпустили, так и не предъявив обвинения. Вторично А.Н.Харузин был арестован 21 февраля 1932 г. вместе с сыном Всеволодом по обвинению в антисоветской агитации. 3 апреля 1932 г. Постановлением Особого совещания при коллегии ОГПУ он был осуждён по статье 58 – 10 УК к высылке на 3 года и 8 мая этого же года умер от сердечной недостаточности в больнице при Бутырском изоляторе. Реабилитирован в 1989 г.

Сын Алексея Николаевича Всеволод был выслан 5 мая 1932 г. на три года в лагерь Беломорско-Балтийского канала, освобождён досрочно «за ударную работу», а в 1935 г. вновь арестован. И.Е.Огнева, присутствовавшая на суде над Всеволодом Харузиным, пишет, что ему вменяли в вину и «прошлое» его отца – «зубра контрреволюции», «участника заговоров» и т.п. В частности, говорилось о том, что, будучи губернатором Бессарабии, он устроил кровопролитный еврейский погром в Кишинёве. Однако в другом месте своих воспоминаний И.Е.Огнева упоминает, что жена А.Н.Харузина во время его ареста представляла в ОГПУ документы, свидетельствующие, что он «строжайшими мерами не допустил еврейского погрома» во время своего губернаторства. Всеволод Харузин на суде сказал, что он гордится им, что все обвинения против отца специально подтасованы, что он был научным работником по призванию и занимался только наукой до последнего дня перед арестом. В.А.Харузина как «закоренелого контрреволюционера» приговорили к высшей мере наказания, но после ходатайств матери заменили на десятилетнее тюремное заключение. В 1939 г. Н.В.Харузина получила в ответ на свои многократные запросы извещение, что её сын выслан без права переписки. Подверглась репрессиям и сама Наталья Витальевна Харузина. В 1932 г. У неё был отобран паспорт и назначена её высылка за стокилометровую зону от Москвы. Осенью 1937 г. Н.В.Харузина как «мать врага народа» была выслана в Малоярославец, где и скончалась в 1943 г. Старший сын А.Н.Харузина, Мстислав, пропал без вести во время первой мировой войны, а Олег в двадцатидевятилетнем возрасте умер от туберкулёза[15].

Научной деятельностью А.Н.Харузин начал заниматься ещё будучи студентом. К занятиям этнографией Алексея Харузина приобщил его брат Михаил. Михаил Николаевич Харузин (1860-1888) за свои 28 лет жизни сделал немало. Он увлечённо занимался изучением обычного права народов России, оставил несколько значительных печатных работ. Ещё во время учёбы в Московском университете Михаил стал секретарём Этнографического отделения Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ).

На научную деятельность Алексея Харузина оказал влияние и другой его брат – Николай (1865-1900). Его труды посвящены изучению быта и нравов народов Российского Севера, Закавказья и  Северного Кавказа. Золотую медаль ОЛЕАЭ получила монография Николая Харузина «Русские лопари. Очерк прошлого и современного быта» (1890). Вместе с В.Ф.Миллером он стоял у истоков создания журнала «Этнографическое обозрение» (с 1889 г.), был его техническим редактором (первые выпуски журнала издавались на личные средства Н.Н.Харузина). Он первым читал курсы по этнографии народов мира в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков.

На первом курсе Университета А.Н.Харузин участвовал в научной экспедиции в Закавказье по поручению ОЛЕАЭ и РГО. Летом 1886 г. Зоологическим отделением ОЛЕАЭ при МУ он был командирован в Крым, на Босфор и Эгейское море. В 1887 г. ОЛЕАЭ направляет А.Н.Харузина в «киргизскую» Букеевскую степь с целью изучения этнографии и антропологи казахов, а также природы края. Наглядный материал по птицам, пресмыкающимся и насекомым до сих пор хранится в Зоологическом музее МГУ, а также в Государственном Дарвиновском музее. Вторично А.Н.Харузин посещает степь в 1888 г., а в 1889 и 1891 гг. Крым и Кавказ. В период с конца 1880-х – первой половины 1890-х гг. А.Н.Харузин опубликовал около 30 работ, посвящённых главным образом трём темам: 1) антропологии и палеоантропологии разных народов России, 2) антропологии и этнографии казахов, 3) вопросам истории и антропологии Эстляндской губернии.

Со второй половины 1890-х гг. в научной деятельности А.Н.Харузина большое место занимает славянская тематика. После оккупации Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией (1878-1908) в 1899 г. А.Н.Харузин обращается в РГО с просьбой выделить ему пособие на поездку в Боснию, Герцеговину, Далмацию и Черногорию. Помощь была оказана и в результате поездки появились научные работы по балканским славянам. Следует упомянуть, что и здесь А.Н.Харузин уделил внимание вопросу перехода части славян в ислам: «Ислам принимали все те, которым мирские расчёты казались более важными, чем спасение души. И от того в их числе встречаются все вероисповедания…»[16]. В 1901 и 1902 гг. он посетил Словению. После 1907 г. в связи с переходом на важные государственные посты научная деятельность А.Н.Харузина становится менее интенсивной. Будучи Директором ДДДИИ он редактирует «Очерки сектоведения» (1911). Лишь в конце 1920-х – начале 1930-х гг., работая на опытной станции в Тульской губернии, а затем консультантом по огородничеству в Сельхозгизе в Москве, он публикует около 20 работ по семеноводству и огородничеству. Такое направление научной деятельности не только отражало широту его научных интересов, но и не соприкасалось с официальной идеологией.

 

Основные работы А.Н.Харузина:

Киргизы Букеевской орды (Антрополого-этнологический очерк). Вып.1. М., 1889.

Заметка к статье П.С.Назарова «К антропологии башкир» // Дневник антропологического отдела (далее – ДАО). Вып. 2. М., 1890.

О влиянии тюркской крови на иранский тип осетин // ДАО. Вып.5. М., 1890.

Заметка о татарах Южного Берега Крыма // ДАО. Вып.2, 1890.

О росте татар Южного Берега Крыма  // ДАО. Вып.3. М., 1890.

Татары Гурзуфа (Кефалометрические наблюдения над татарами Южного Берега Крыма) // ДАО. Вып. 7. М., 1890.

О некоторых соотношениях размеров головы и лица по возрастам у киргизов // ДАО. Вып. 3. М., 1890.

К антропологии индейцев племени сиу // ДАО. Вып.9. М., 1890.

Древние могилы Гурзуфа и Гугуша. М., 1890.

Курганы Букеевской степи //  Известия ОЛЕАЭ. Т.64 (Труды антропологического отдела. Т.11. вып.2). М., 1890.

Библиографический указатель статей, касающихся этнографии киргизов и каракиргизов с 1734 по 1891 г. М., 1891.

К вопросу о происхождении киргизского народа. М., 1895.

К антропологии населения Эстляндской губернии // Временник Эстляндской губернии. Под редакцией А.Харузина. Ревель, 1894.

Крестьянское землевладение в Эстляндской губернии по данным 1892-1894 гг. Вып. 1,2. Рефель, 1895.

Босния – Герцеговина. Очерки оккупационной провинции Австрийской империи (с картой). СПб., 1901.

Австрийская Крайна. СПб., 1902.

Национальная эволюция словинцев // Русский вестник. СПб., 1902. №7.

Крестьянин австрийской Крайны и его постройки // Живая старина. СПб., 1902. Вып.1.

Материалы по истории развития славянских жилищ. Жилище словинца Верхней Крайны // Живая старина. СПб., 1903. Отд.1. Вып. III, IV.

Славянское жилище в Северо-Западном крае. Из материалов по истории развития славянских жилищ // Виленский временник. Вильно, 1907.

 

Литература:

Записки П.А.Столыпина по «мусульманскому вопросу», 1911 г. //  Арапов Д.Ю.Императорская Россия и мусульманский мир. М., 2006.

Керимова М.М., Наумова О.Б. Алексей Николаевич Харузин – этнограф и антрополог // Репрессированные этнографы. Вып.1 / Сост. Д.Д.Тумаркин. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999.

Керимова М.М., Наумова О.Б. Архив А.Н.Харузина в библиотеке МГУ // Этнографическое обозрение. – 1995. - №6.

Ларина Е.И. Епископ Андрей и доктрина Министерства внутренних дел Российской империи в «мусульманском вопросе» // Сборник Русского исторического общества. Т. 7 (155). Россия и мусульманский мир. М., 2003.

Некрылова А.Ф. Вера Николаевна Харузина и этнография её времени (1866 – 1931) // Харузина В.Н. Этнография. Лекции. СПб., 2007.

 

 



[1] Цит. по: Керимова М.М., Наумова О.Б. Алексей Николаевич Харузин – этнограф и антрополог // Репрессированные этнографы. Вып.1. М., 1999. С.172.

[2] Цит. По: Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М., 1996. с.52.

[3] РГИА, ф.1276, оп.7, д.6, лл. титул-11.

[4] Там же, лл. 4об-5.

[5] РГИА, ф.821, оп.133, д.469, лл.156-156 об.

[6] РГИА, ф.1276, оп.7, д.6, л.3-5.

[7] РГИА, ф.1276, оп.7, д.6, л.6.

[8] РГИА, ф.821,оп.133, д.469, л.33.

[9] РГИА, ф.821,оп.133, д.545, лл.21-21об, 47-50.

[10] РГИА, ф.821, оп.133, д.545, лл.51-61 об.

[11] РГИА, ф. 821, оп.133, д.545, л.78, 84.

[12] Керимова М.М., Наумова О.Б. Алексей Николаевич Харузин – этнограф и антрополог // Репрессированные этнографы. Вып.1. М., 1999. С.166.

[13] Макаров Александр Александрович // Шилов Д.Н. государственные деятели Российской империи. 1802-1917. биобиблиографический справочник. СПб., 2002.

[14] Керимова М.М., Наумова О.Б. Алексей Николаевич Харузин – этнограф и антрополог // Репрессированные этнографы. Вып.1. М., 1999. С.166-167.

[15] Там же.

[16] Цит. по: Керимова М.М., Наумова О.Б. Алексей Николаевич Харузин – этнограф и антрополог // Репрессированные этнографы. Вып.1. М., 1999. С.179.

 

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.