Зарегистрироваться

Барокко

Категории Теория и история изобразительного искусства | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Барокко ( итал. barocco- причудлимый, англ., ф ранц.-baroque,нем.-barock) — один из главных стилей европ . и латиноамериканского искусства Нового времени ; историческая эпоха, по времени совпавшая с процессом формирования национальных государств ( в форме абсолютных монархий) и укреплением католицизма ( в форме движения Контрреформации).

Будучи общим явлением культуры большинства европ. стран XVII-XVII вв., Б., как стиль, охватил все области пластических искусств ( архитектуру, скульптуру, живопись), создав свою художественную теорию, литературу, музыку, театр и зрелищные формы праздника, как новый тип мышления проявился в философии и науке, в области политики и религии, выработал определенный тип социального и бытового поведения.

Происхождение, определение и история термина

Несмотря на разнообразие форм и широту распространения, Б., как стиль и как эпоха, имеет отчетливые хронологические границы : для Европы — кон. XVI - XVII вв.; для стран Латинской Америки, отдельных стран Центральной и Восточной Европы — XVII – XVIII вв. Этимология слова “барокко” имеет несколько объяснений. Долгое время происхождение термина вели от испанского “barrueco” и португальского “ barroca”, что означает жемчужину неправильной формы. В бурлекской и сатирической литературе Италии XVI в., а также в народной речи, слово “barocco” означало грубый, причудливый, странный. Как доказал в свое время Б. Кроче (Storia dell’eta barocca in Italia,1929 ),наиболее адекватно содержанию термина “барокко” латинское “baroco” , ведущее свое происхождение из Средних веков как особая форма силлогизма в схоласт. логике. В XVI в. этот термин использовался в метафорическом смысле для характеристики любой искаженной идеи или витиеватого, алогического способа мышления. К концу XVIII в. термин “барокко” приобрел значение определенной эстетической оценки, большей частью носящей негативный, критический оттенок. Первоначально Б. как термин художественной критики он появился в среде историков искусства, близких к классицизму (например, И. Винкельман и Ф. Милициа), и использовался для характеристики искусства и литературы, отличной от классической традиции, в первую очередь от Возрождения (см.) и классицизма XVII в.. Последовательный сторонник классицизма Ф.Милициа дал сугубо отрицательную характеристику Б. в “ Словаре изящных искусств”( 1797), чем определил отношение к нему почти на целое столетие. Неоклассицистическая критика называла “барочным” все, что находилось за пределами правил, все, что противоречило упорядоченности и классической ясности, тем идеалам прекрасного, которые были выработаны академической традицией, восходящей к концу XVI в. .В кон. XIX в. происходит кардинальная ломка представлений о Б. Реальная художественная жизнь ведущих европ. стран, в первую очередь Франции и Германии, с последовательно неклассической ориентацией их искусства, с усилением мистических и субъективистских тенденций в философии, литературе и культуре (Ф. Ницше, Р. Вагнер), поиски новой живописности и символической интерпретации формы пробудили интерес к алогичным или близким по форме и содержанию явлениям в культуре и искусстве прошлого, особенно к маньеризму и Б. Одним из самых ранних примеров исторической интерпретации Б. были заметки Я. Буркхардта (Il Cicerone, 1855), в которых он дал определение стиля Б. по отношению к итал. архитектуре кон.XVI в., указав на истоки Б., восходящие к инновациям Микеланджело (см), Дж. Виньолы ( см.), Джакопо дела Порта (см.) и Б.Буонталенти (см.). Систематическим изложением проблем Б., как стиля, отличного от Возрождения и классицизма, стало исследование Г.Вёльфлина “Ренессанс и барокко”(1888) и его книга “Основные понятия истории искусства” (1915), к-рые подтолкнули научные исследования формального языка искусства Б. Выделив основные пять формальных категорий двух противоположных по своей природе стилей Возрождения и Б., Вёльфлин придал им всеобщий, внеисторический смысл, определив Б. как особую форму художественного видения, периодически возникающую в истории искусства (так появилось античное барокко, римское барокко, готическое барокко). В орбиту формально-стилистических исследований ХХ в. попали не только пластические искусства Б., но и музыка, драматургия и поэзия. Складывается историко-культурная концепция Б., определяются регионы его распространения, национальные особенности различных школ, временные рамки. Были определены как начальные рубежи Б., черты которого отчетливо проявляются уже в период позднего Возрождения, так и его конечные границы, которые колеблются для разных стран от сер. до кон. XVIII в. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы только искусства или литературы, все отчетливей проявляется стремление найти общее основание для европейской культуры Нового времени в области социологии, политики, истории и культуры, религии и философии.

Этапы развития стиля

Расширительное толкование Б. как историко-культурной эпохи сталкивается с множеством проблем, трудно поддающихся однозначному определению, лишь на пути взаимного равновесия общих и частных моментов, сферы духа и области практики можно достигнуть адекватного восприятия и понимания барокко как своеобразного явления культуры и искусства конца XVI - XVIII вв. В области искусства и литературы Б. проявляет себя в различных формах, связанных со сферой распространения и национальной спецификой отдельных школ.Так можно выделить католическое барокко, возникшее в Италии в период Контрреформации и получившее широкое распространение в католических центрах Европы и Америки ( Испания, Фландрия, Южная Германия, Польша, Белоруссия, Латинская Америки), многим обязанное миссионерской деятельности иезуитов. В литературе и искусстве католического барокко воплощались идеи триумфирующей церкви и торжества христианства, что способствовало решению масштабных градостроительных задач, созданию величественных архитектурных ансамблей ( площадь св. Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету плафонной монументальной живописи и репрезентативной алтарной картины. В литературе идеи Контрреформации вызвали расцвет риторической проповеди, дидактической прозы и школьной драмы, на которых возлагались задачи нравственного воспитания и разъяснения основополагающих принципов религиозной морали. Идеи триумфирующей власти нашли отражение в искусстве придворного Б., характерного для центров абсолютизма ( монументально-декоративная живопись Франции, придворное искусство Испании и Италии, княжеских центров Германии и Чехии, Польши и России). В архитектуре получают развитие дворцово-парковые ансамбли ( например, римские виллы к.XVI-XVII в., Версаль, Петергоф, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные формы искусства, садово-парковая пластика, малые скульптурные формы. Запросы придворной жизни, ее театрализация способствовали расцвету репрезентативных форм монументальной ( историческая батальная живопись, монументально-декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов) и станковой живописи ( парадный портрет, мифологическая аллегория, героический пейзаж, архитектурная ведута ). Наравне с католическим и придворным барокко развивается его демократическое направление, ориентированное на запросы среднего класса европейского общества ( так называемое низовое барокко). Для него характерны натурализм (Караваджо), демократизм образов и тем ( крестьянский жанр, водевиль, плутовской роман), экспрессия художественного языка, распространение идей “Vanitas” ( “живописцы реальности “ во Франции, последователи Караваджо в Италии, жанр богедон в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии). Стилевые признаки Б. при кажущейся определенности ( например дуализм стиля, сталкивающий гедонизм и аскезу, изысканную утонченность и брутальность, символизм и аллегоризм языка с натурализмом) чрезвычайно размыты и обладают большим разнообразием. Так рядом с “высоким” Б., проявившим себя гл. обр. в градостроительстве и архитектурных ансамблях, в жанре оперы, в многословных риторических панегириках, в трагедии и героической драме, развивались его более камерные и “низовые” формы: авантюрный жанр, пастораль и элегия, жанр путешествий и утопий в литературе, живопись реальности, фантастический пейзаж и натюрморт в живописи, герметические сочинения в науке и религиозно-дидактические притчи. Рядом с интеллектуализмом, иррациональностью и гедонистической чувственностью “высокого”стиля использовались “низовые” формы гротеска и фольклора ( комедия, зрелищные формы городского и народного праздника, интермедии школьного театра). Язык Б. и его художественная форма основаны на риторике, как принципе построения литературной речи, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций. Риторика была основой выражения научной, философской, поэтической и рел. мысли, вызвала к жизни пристрастия к преувеличениям, антитезам, к сложным метафорам и аллегориям. Для литературы барокко характерна демонстрация “учености”, любовь к эмблематике и герметизму. Проблема способности убеждения ( persuasione), берущая свое начало в риторике, занимала одно из центральных мест в эстетике Б., имея прямое отношение к поэтике и лексике искусства, выработанных еще в позднем Возрождении и маньеризме.. Риторика отождествлялась с поэзией и словом, а искусство во всем многообразии форм и смыслов рассматривалось как инструмент убеждения и действенного воздействия на того, к кому оно обращено. Границы между истинным и ложным стираются, во всем торжествует принцип иллюзорности. Виртуозность мастерства ( триумф техники над материалом) метафорически утверждает триумф духа и гения, обладающих “meravigliosa” ( необычайностью) и способностью к “espressione” ( выражению), над материей. Красноречие и поэтическая изощренность являются украшением разума и способны творить новые образы и понятия. При метафорическом видении мира, характерном для поэтики Б. и восходящим к Возрождению и ренессансной любви к символам и эмблемам, метафора понимается как “мать Поэзии, Остроумия, Замыслов, Символов и героических Девизов” ( Э. Тезауро). Метафора стала конечной целью остроумия (agudenza), на помощь которому приходят другие риторические фигуры и, прежде всего — кончетто (concetto), способность объединять далекие и несхожие между собой понятия. Именно Божественная метафора есть всемирный символ, постижение которого возможно путем постепенного восхождения от прикрас и деталей к эмблемам, от эмблем к аллегориям, от аллегорий к символу. Согласно эстетике Б., гений, обладающий способностью к критическому суждению и интуицией, творит образы и кончетто подобно Богу, создавшему мир. Таким образом, человек, природа и Бог ставятся в один ряд , их объединяет божественная природа, способная к созиданию. Культ творческого гения, характерный для Б., предвосхищает романтизм. При всем стилистическом разнообразии и богатстве художественного языка Б. обладает общими фундаментальными принципами, среди которых важнейшим будет изменение отношения к реальности, характерное для всего XVII в. Новое восприятие реальности, как бесконечного и изменчивого космоса, не утратившего своей связи с божественной природой, породило внутренне противоречивое ее отражение, сочетающее натурализм и достоверность с мистической экзальтацией и аллегоризмом, наивную простоту с усложненным интеллектуализмом. Расширение горизонтов и представлений о мире через открытие и освоение новых стран, развитие научного знания ( математика, оптика, астрономия) и новой естественнонаучной философии ( Дж. Бруно, Г. Галилей, Н. Коперник, И. Кеплер и Б.Телезио) раздвинуло границы вселенной, нарушило ренессансный антропоцентризм, сделав человека не центром мироздания, а его малой частью. В изменчивом и бесконечном мире человек ощущает себя песчинкой, зависящей от окружения — природного, эмоционального, социального, его психика столь же изменчива, многопланова и сложна. В литературе и искусстве Б. обостряется интерес к человеческой личности, к ее полярным, конфликтным состояниям, которые были порождены утратой равновесия в отношениях человека и мира ( не случайно рецепции Б. можно видеть в романтизме, а его истоки в позднем Возрождении). Содержание барочного искусства выражается через сомнения и чаяния, в нем проявляется борение воли с необузданными желаниями, аскетизма с чувственностью, мистики с земными страстями. Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных перспективах и театральных декорациях, разрушает передний план за счет пространственных иллюзий. Реальное и иллюзорное пространства приходят во взаимодействие, их взаимная открытость порождает чувство вечно изменяющейся, подвижной и всеохватной реальности. Перспективные эффекты, линейные и композиционные ритмы, разница масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха ( Дж.Б.Тьеполо, Ф.Гварди и др.). Наиболее полно Б. как стиль проявил себя в архитектуре и пластических искусствах — живописи, скульптуре, декоративных формах. Для градостроительных и архитектурных решений Б. характерно тяготение к ансамблевости и синтезу искусств, подчеркнутое взаимодействие архитектурного объема с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади ), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластика форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объемов, иллюзионизм ( Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Г.Гварини , Де Санктис, Х. де Чурригера ). Живопись и скульптура преобразуют пространство интерьера, активно взаимодействуя с архитектурой ( живопись плафонов, иллюзионистические построения квадротуристов), широко используется лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях ( бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.). Именно в Б. рождается новое европейское градостроение, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, загородной виллы, дворцового ансамбля с парком. В изобразительных искусствах Б. преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания эффектные парадные портреты ( А. Ван Дейк), фантастические (С.Роза, А. Маньяско) и героические ( Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (П.П.Рубенс), пейзажных вариаций и архитектурных ведут (Дж.А.Каналетто, Ф.Гварди), живописных притч ( Д.Фетти). Демократическое направление Б., чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках и авантюрном жанре ( Караваджо и малые голландцы), в психологическом портрете (Д.Веласкес, Рембрандт) и внецерковной религиозной живописи (Дж.Мария Креспи, Рембрандт). Основными центрами распространения стиля Б. были Италия, Фландрия, Португалия, Испания, Франция, Голландия, южная и центральная Германия, Восточная Пруссия, Польша, Чехия, Литва, Белоруссия, Украина и Россия. Активная экспансия стиля характерна для стран Латинской Америки, особенно Мексики и Бразилии, где Б. приобрело гипертрофированные черты. Родиной барокко по праву считается Италия, где отдельные черты стиля проявились уже в XVI в. в творчестве Корреджо, Микеланджело, Ф.Барроччи, Джамболоньи, Микеланджело да Караваджо и Дж.Виньолы. Расцвет “высокого” стиля барокко приходится на 1630-40. и связан с именами архитекторов Дж. Л. Бернини и Ф.Борромини, живописцев П. де Кортона, А.Сакки, братьев Карраччи и художников болонской школы(см). Последние вместе с работающим в Риме франц. художником Н.Пуссеном привнесли классицистический элемент в искусство Б., немногим позднее ставший определяющим в ряде стран (во Франции). Итал. Б. эволюционировало к изощренной и изобретательной по форме архитектуре Г.Гварини, Де Санктиса, Н. Сальви, к предромантической авантюрной и экспрессивной живописи С.Розы и А.Маньяско, реалистическим полотнам Дж. Марии Креспи, изяществу и легкости росписей Дж.Б. Тьеполо, архитектурным каприччо Дж.Б. Пиранези и Ф.Гварди , ведутам Каналетто. Творчество фламандского художника П.П.Рубенса можно назвать “архитипом” Б.. Особенно мощным было его воздействие на способность живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, ее внутренней динамики и изменчивости. Рубенс был родоначальником фламандского Б., развитие которого связано с творчеством его последователей и учеников: А.ван Дейка, Я.И.Иорданса и Ф. Снайдерса. Национальное своеобразие испанского Б. проявилось в большей сдержанности и аскетичности стиля, в ориентации на местные реалистические традиции ( Д. Веласкес, Ф.Сурбаран, Д. Рибера, архитектор Х.Б. Эррера) В Германии ( архитектор и скульптор Б. Нейман, А.Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии ( архитектор И.Б. Фишер фон Эрлах и И.Л.Хильдебрандт) Б. часто сочетался с чертами рококо.

Барокко в России

В России развитие стиля Б. приходится на XVIII в., что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии, его расцвет падает на 1740-1750-ые гг. Своеобразие русского Б. было основано не только на устойчивости национальных традиций и форм, но и проявлялось во взаимодействии барочных черт стиля с классицизмом и рококо (скульптор Б. Растрелли, архитекторы В. Растрелли, С. Чевакинский и Д. Ухтомский).

Барокко в литературе

Наиболее ярко литература и драматургия Б. представлены в Испании и связаны с поэзией Гонгоры-и-Арготе, трагедиями Кальдерона де ла Барки, драмами Тирсо де Молины, сатирой Кеведо-и-Вильгеса. Родоначальниками итальянского литературного Б.были Т. Тассо и Дж. Марино. Более спорно включение в Б. творчества М. Де Сервантеса, У. Шекспира, Дж. Мильтона, Й. Вондела и П. Корнеля. В России развитие Б. в литературе , связанное с украинским и польским влиянием, начинается с XVII в. ( Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев), его расцвет приходится на XVIII в. Наиболее ярко черты стиля проявились в поэтических одах, идиллиях, поэмах и патетической прозе М.В.Ломоносова, традиции Б. дают себя знать в поэзии и прозе Г.Р. Державина.

Эпоха Б. сыграла важную роль при переходе культуры и искусства Возрождения к Новому времени, когда сформировалась не только новая карта Европы и мира, но и были выработаны механизмы взаимодействия человека и общества, истории и культуры, просуществовавшие вплоть до XIX столетия.

Рекомендуемая литература

Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко, пер.с нем.,Спб.,1913; его же, Основные понятия истории искусств, пер. с нем., М.,1930; Ренессанс.Барокко.Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII в. М.,1966; Mahon D.,Studies in Seicento Art and Theory, L.,1947; Keleman P. Baroque and Rococo; Latin America. N.Y.,1951; Friedrich C.J. The Age of Baroque 1610-1660, N.-Y. 1952; Retorica e Barocco.Atti del III Congresso Internazionale di studi umanistici. A cura di E. Castelli. Roma, 1955 ; Argan G.C. L’architettura barocca in Italia. Mil.,1957; Battisti E. Renaiscimento e Barocco. Firenze, 1960 ; Bialostocki J., Barock-Stil, Epoche, Haitung. Dresden, 1966; Bazin G. The Baroque.L., 1968 ; Held J. S., Posner D., 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture, N.Y.,1971; I Trionfi del Barocco.Architettura in Europa 1600-1750. A cura di H.Millon. Milano.1999.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.