Зарегистрироваться

Иконография

Категории Теория и история изобразительного искусства | Под редакцией сообщества: Искусствоведение

Иконография – в самом общем смысле слова – устойчивая изобразительная система того или иного искусства (живописи, пластики, архитектуры), как правило, независимая от конкретного произведения и его автора. Причины относительной автономности содержания связана с самой природой изобразительности, т.е. воспроизведения явлений окружающего мира, обладающего видимой самостоятельностью по отношению к человеку и его искусству.

Иконография – это не просто содержательный аспект изображения, но его инвариантное и конвенциональное измерение как отражение сущности образа вообще. Более частный и характерный смысл и. связан с особой изобразительной каноничностью, присущей преимуществено сакральному искусству. И. как свойство сакрального изображения проявляется в первую очередь на уровне устойчивых композиционных схем, будучи в целом иллюстрацией Св. Писания, Св. Предания или вообще всякого священного текста как фиксации теофанического опыта, лежащего в основании всякой религиозной активности человека.

Иконография как смысловая изобразительная система

Наиболее четкий признак иконографичности изображения – наличие отношения «прообраз-извод», т.е. его соотнесенность с некоторым прототипом, как идеальным (трансцендентным), так и посюсторонним (предшествующее почитаемое изображение, например, чудотворная икона, в конечном счете – нерукотворный образ). Кроме того, типологические отношения заложены в христианском понимании связи Нового Завета с Ветхим (события ветхозаветные как предвосхищение, прообразование, символизация новозаветного Богооткровения). Фактически, иконография – проявление литургического контекста сакрального образа, она непосредственно связана с сакральным, храмовым пространством, обладая устойчивыми мистериально-сакраментальными и экклезиологическими признаками и функциями.

Но в более широком понимании и. – отражение конвенциональности, символизма и ритуальности социальной жизни вообще и человеческого поведения в частности. Поэтому и. присуща и светскому, профанному искусству, отражающему соответствующие мирские обряды (придворный церемониал, правила этикета, театр, символизм повседневной человеческой активности и т.д.).

Повторяющиеся иконографич. типы (в сценах охоты и т. п.) появляются уже в первобытном иск-ве. Сложные иконографич. системы представлены в иск-ве стран Древнего Востока (в т. ч. в Древнем Египте). Античное искусство знает богатейшую иконографию, отражающую столь же разработанную мифологическую образность. Позднеантичный иконографический репертуар усваивается раннехристианским искусством, совершающим специфическую интерпретацию языческого материала, наделяя его новым религиозным содержанием. Эта тенденция отличает все христианское средневековье, когда художественные формы античного происхождения используются в сугубо христианском семантическом контексте (явление т.н. «псевдоморфозиса»).

В целом, бóльшая иконографическая свобода присуща западно-христианской средневековой традиции с ее характерным пониманием сакрального образа как наглядно-дидактического эквивалента священного текста. Восточно-христианская традиция отличается более мистическим и созерцательным отношением к священному образу (иконе) и, соответственно, более имперсональным характером самого иконописания, подчиненного строгим правилам изготовления изображения. Письменная фиксация иконописного канона – разного рода иконографические подлинники, в том числе и лицевые, т.е. содержащие соответствующие композиционные схемы.

Позднее Средневековье (XIV в.) знаменуется существенным обогащением и обновлением иконографического материала, что связано прежде всего с ростом индивидуального – более эмоционального и личностного – благочестия, подразумевающего в том числе и визионерский опыт. В качестве несомненно иконографического материала этой эпохи следует признать разнообрзные «книги образцов» – сборники готовых изобразительных мотивов, отчасти происходящих из натурных штудий.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.) характеризуется не только индивидуализацией творчества, ростом изобразительного натурализма, возобновлением языческой, античной, мифологической иконографии, но и общей аллегоризацией смысловых составляющих искусства, стремлением зачастую к сознательной изобразительной зашифрованности (энигматичности, иероглифичности). Одна из целей созерцания изображения (наряду с получением эстетического удовольствия) – разгадывание подразумеваемого смысла. И облегчению подобной задачи служат соответствующие сборники-собрания эмблем, аллегорий и проч. – первые опыты будущих иконографических штудий. Но искусство Северного Возрождения знает и такое явление, как «скрытый символизм» изображаемых повседневных вещей и событий, наделяемых определенной сакральной семантикой – порождение тогдашней особой созерцательной религиозности (т.н. devotio moderna) как дополнения и расширения традиционного храмового, литургического благочестия.

XVII-XVIII века – это не только новая католическая – контреформационная, посттридентская – иконография, но и (преимущественно в протестантском мире) – начало разложения средневековых иконографических систем, интегральность которых заменяется тематической дифференциацией изображений. Появляющаяся в XVII веке жанровая система является несомненным эквивалентом сакральной иконографии предыдущих эпох, хотя в тех же произведениях голландской живописи с ее характерным бытовым реализмом несомненны отголоски религиозной энигматики эпохи гуманизма.

И если эпоха романтизма – это в том числе и опыт новой иконографии, построенной на работе воображения и индивидуальной фантазии, то все последующее XIX столетие – окончательное упразднение сакральной символики, на смену которой приходит или сугубо литературная иллюстративность, или всякого рода мирская симптоматика скрытых и неосозноваемых социальных и психологических процессов.

Конвенциональный, программно-концептуальный, литературный и отчасти игровой характер большинства художественных движений XIX-XX столетий подразумевает свою, особую иконографичность или эмблематичность, призванную служить опознавательном признаком (и на формальном, и на изобразительном уровне) того или иного течения (особенно это характерно для реализма, импрессионизма, экспрессионизма и сюрреализма). Всякого рода идеологически ангажированное искусство (в том числе и тоталитарное) также предполагает устойчивый набор тем и мотивов и, соответственно – иконографию. Несомненно открытым остается вопрос об иконографических параметрах абстрактного искусства.

 Иконография как метод истории искусства

Термином и. именуется и направление в искусствознании и один из методов смыслового анализа изобразительного искусства и архитектуры. Интерес и. как метода в соответствии с природой и. как аспекта искусства сосредоточен преимущественно на прямом изобразительном смысле, на уяснении того, что изображено, из чего состоит предметное содержание изображения, которое для и. – прежде всего наглядное воспроизведение, фигуративное представление, визуальная репрезентация некоторого предмета, явления, лица, события, идеи, темы, концепции, литературного образа, текста и т.д. Для и. любое произведение изобразительного искусства – это один из случаев, примеров, вариантов представления некоторого объекта, который необходимо узнать, проидентифицировать, расшифровать, а затем – привести в соответствие с прочими вариантами, способами изображения того же объекта, явления и т.п. Поэтому главная отличительная черта и. – это ее описательный характер и главная задача и. – классификация, систематизация и типологизация изобразительного репертуара, а также создание индексов, словарей, указателей. Основное понятие иконографического анализа – изобразительный мотив, производное от которого – сюжет, тема, повествование и т.д., что выражается в фигуративных сценах, за которыми стоит та или иная композиция.

Средство иконографического анализа, т.е. выявление превоначального смысла изображение, – обнаружение конкретного источника того содержания, что присуще данному произведению. Это может быть и письменный текст разного рода, и иное изображение, т.е. всякая образная традиция, непосредственно влияющая на замысел данного произведения. Поэтому очень характерный признак иконографического анализа – его источниковедческий характер, что отразилось и на истории сложения и. как метода.

Исток иконографического подхода можно видеть еще в античном жанре экфрасиса, литературного описания произведений искусства (Плиний Ст., Филострат Ст., Павсаний) – традиция, переходящая и в средние века (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Михаил Пселл, патриарх Фотий). Иконографические описания можной найти у Вазари в «Жизнеописаниях…» (1550), но впервые по-настоящему иконографический метод используется у Джованни Пьетро Беллори в его «Жизни художников» (1672), где последовательно идентификация мотива прямо связывается с нахождением источников – как христианских, так и классических с последующим обнаружением и глубинного символического смысла.

Но последовательное развитие иконографического подхода совершается в рамках церковной археологии, начало которой, в свою очередь, – трактат Иоанна Молануса «Об изображении и воплощении святых» (1570), а продолжение – агиографическое издание Acta sanctorum болландистов (1643-1794). В то же время классическое направление в археологии представлено трудом Бернара де Монфокона «Истолкованная и запечатленная в картинах античность» (1719).

Немецкий романтизм ознаменовался появлением влиятельного сочинения Ф. Кройцера «Символика и мифология древних народов» (1810). Обоснование иконографии как самостоятельной дисциплины (пусть и вспомогательной – источниковедческой) – достижение Ф. Пипера («Введение в монументальную теологию», 1867) и особенно А. Шпрингера («Иконографические исследования», 1860). В Англии начало иконографии как самостоятельной науки – сочинение Анны Джеймсон и Элизабет Истлейк «История Господа Нашего, представленная в памятниках искусства» (1864). «Гений христианства» (1802) Шатобриана предвосхищает всю французскую иконографическую традицию XIX века, начало которой – «История Бога» (1843) А.-Н. Дидрона, а завершение – монументальный труд Р. де Флери «Христианская археология: святые согласно Мессе и прочим памятникам» (12 тт., 1893-1900). Иконографические труды Э. Маля («Религиозное искусство Франции XIII века», 1898 и др.) помещают иконографию в культурно-историческую традицию науки об искусстве, в то время как иконографическая концепция А. Грабара – это опыт совмещения традиционной иконографии в рамках церковной археологии («Император», 1936) с элементами линвистической теории и истории идей («Византийское иконоборчество: археологические свидетельства», 1957, «Христианская иконография: исследования ее истоков», 1962).

В целом лексикографически-классификационая тенденция доминирует в иконографических исследованиях, что выражается в появлении многочисленных компендиумов, словарей, справочников и индексов. В XX столетии французская церковно-археологическая традиция ознаменовалась выходом грандиозного «Словаря христианской археологии и литургии» Ф. Каброля и А. Леклерка (1907-1953). В то время как сугубо искусствоведческий подход демонстрирует словарь Л. Рео (1955-56). Из немецких изданий такого рода первому направлению соответствует словарь ученого иезуита Э. Киршбаума (посл. изд. – 1994), а второму – Г. Шиллер (1995). В 1917 году Р. Мори было положено начало «Индексу христианского искусства» при Принстонском университете, учитывающему ныне более 2 тыс. произведений (копии индекса хранятся в Библиотеке Дамбартон Оукс, Апостольской Библиотеке Ватикана и др. местах). Аналогичные индексы существуют при Лейденском, Утрехтском университетах, при Институте Варбурга и Курто в Лондоне и др.

Основные представители иконографического метода

Труды представителей венского искусствознания нач. XX столетия (А. Ригля «Позднеримская художественная индустрия…», 1901, Й. Стжиговского «Происхождение христианского искусства», 1920, М. Дворжака «История искусства как история духа», 1924, Ю. фон Шлоссера «Литература об искусстве», 1924) делают иконографию равноправной частью науки об искусстве, подготавливая т.н. «иконографический поворот» – обращение искусствознания от формально-стилистического анализа к анализу смысла, что привело в конце концов к сложению иконологии – более интерпретационной модели иконографии (А. Варбург, Э.Панофский и др.).

Отдельный аспект в иконографический исследований – это иконография архитектуры (Й. Зауэр «Символика церковного здания и его убранства…», 1924, Р. Краутхаймер «Введение в иконографию архитектуры», 1942, А. Грабар «Мартириум», 1946 и др.).

Становление отечественной иконографической школы связано с началом изучения древнерусской живописи («Исторические рассуждения» митр. Евгения (Болховитинова), 1817, «О значении отечественной иконописи» И.М. Снегирева, 1848). Для историка и филолога Ф.И. Буслаева («Общие понятия древнерусской иконописи», 1866) иконопись как «символическое толкование Писания» отличает два составных элемента: художественный – античное наследие и религиозный – новое богословие, дополняемые «верующим воображением художника». У графа А.С. Уварова («Христианская символика», 1908) – археолога и коллекционера – можно найти понимание символа как «телесного знака» – средства наглядного выражения догмата, притом что корни христианского символизма – народно-поэтические, обеспечивающие интуитивную доступность, иллюстративность смысла. Значительнейший вклад как в отечественную, так и мировую иконографическую методологию – труды Н. П. Кондакова: «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (1876). «Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского…» (1892). «О научных задачах истории древнерусского искусства» (1899). «Лицевой иконописный подлинник…» (1905). «Иконография Богоматери» (1914). Ключевое понятие иконографической концепции Кондакова – «иконографический процесс» как альтернатива формально-стилистической истории искусства. Обогащение и. в рамках церковной археологии – научная деятельность Н.В. Покровского («Происхождение древнехристианской базилики», 1880, «Евангелие в памятниках иконографиии…», 1892) и А.П. Голубцова («Из чтений по церковной археологии…», 1917), для которых характерно привлечение богословия и литургики как средств расширения иконографического подхода. Следует назвать также имена Е.К. Редина («Заметки по христианской иконографии», 1894) и. Д.В. Айналова («Эллинистические основы византийского искусства», 1900).

Совр. иконографич. исследования — преим. междисциплинарные изыскания, учитывающие подходы религ. истории, литературоведения, антропологии, психологии, теории дискурса, а также социологии, семиологии и др. гуманитарных дисциплин (Х. Бельтинг, С. Синдинг-Ларсен; в отеч. науке — В.Н. Лазарев, О.С. Попова, Э.С. Смирнова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.В. Квливидзе, О.Е. Этингоф, Е.И. Ротенберг, М.Н. Соколов, А.Л. Баталов и др.).

Рекомендуемая литература

Białostocki J. Stil und Ikonoraphie: Studien zur Kunstwissenschaft. Dresden, 1966;

Hermerén G. Representation and meaning in the visual arts. A study in the methodology of iconography and iconology. Lund, 1969;

Лазарев В. О некоторых проблемах в изучении древнерусского искусства // В.Н.Лазарев. Русская средневековая живопись. М., 1970;

Waal, van de H. Iconclass: An Iconographic classification system. 17 vols. Amsterdam, 1973–85; Ikonographie und Ikonologie: Theorien, Entwicklung, Probleme / ed. by E. Kaemmerling. Cologne, 1979;

Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России (Ф.И. Буслаев, Н.П.Кондаков: методы, идеи, теории). М., 1985;

Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. 19 век. М., 1986;

Ротенберг Е.И. Западно-европейская живопись 17 века. Тематические принципы. М., 1989;

Kirschbaum E. Lexikon der Christlichen Ikonographie. 8 Bde. Freiburg i. B., 1994;

Braun L. Iconographie et philosophie: Essai de définition d'un champ de recherche. Strasb., 1994;

Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. 5 Bde., Gütersloh, 1995;

Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996;

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. Топография и политика. СПб., 2000;

Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000;

Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. М., 2000;

его же. Евангелие в памятниках архитектуры. М., 2001;

Уваров А.С. Христианская символика. СПб., 2001;

Шалина И.А. Реликвии в восточно-христианской иконографии. М., 2005; Иеротопия. Создание сакрального пространства в Византии и Древней Руси. Сборник статей. М., 2006;

Ванеян С.С. Симвология, археология, иконография и архитектура. М., 2006;

Смирнова Э.С. «Смотря на образ древних живописцев». Тема почитания икон в искусстве Средневековой Руси. М., 2007.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.