Зарегистрироваться

Научная историографическая концепция

Категории Историография | Под редакцией сообщества: История

Научная историографическая концепция – определенный способ понимания и трактовки ученым явлений и процессов. Научная школа – направление в науке, связанной единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.

Целью историографического исследования является установление и анализ концепции ученого. «Выработанная исследователем (или группой исследователей, образующих направление в науке) на основе изучения источников с определенных теоретических позиций, научная концепция является главным фактором в истории науки, концепция придает историческим фактам внутреннюю связь… Анализ концепции позволяет оценить место и значение данного направления в общественно-политической жизни» (А.М.Сахаров).

Научную историческую школу составляют ученые-единомышленники: учитель и ученики, коллеги. Понятие «научная школа» подразумевает содержательную близость разрабатываемой проблематики, единство методологии и методики. Как правило, научная школа получает название по имени основавшего ее ученого: научная школа В.О.Ключевского, научная школа М.Н. Покровского. В ряде случаев в литературе закрепились названия научных школ, характеризующие направленность концепции: «скептическая школа» (М.Т. Каченовского), «государственная школа» (К.Д.Кавелина и Б.Н.Чичерина). Иногда словосочетание «научная школа» употребляется как собирательное понятие: «петербургская историческая научная школа», «московская историческая научная школа».

Историографические концепции и научные школы в отечественной исторической науке

Во всех крупных научных трудах отчетливо прослеживается научная концепция их авторов. Так, суть концепции Н.М.Карамзина выражена уже в названии его сочинения: «История государства Российского». Если в трудах отечественных историков XVIII в. и Н.М. Карамзина история предстает как совокупность действий правителей, обусловленных более всего индивидуальными их особенностями, то для С.М.Соловьева – историческое развитие определялось уже не субъективными, а объективными факторами. Последние он видел в «природе страны», «природе племени» и «ходе внешних сношений». Решающая роль среди этих объективных факторов принадлежала географическим условиям. Именно во многом благодаря им «Москва собрала около себя Северо-Восточную Русь». Природные условия способствовали выработке особого национального характера. С.М.Соловьев разработал органическую концепцию истории России, которую положил в основание фундаментальной 29-ти-томной «Истории России с древнейших времен». В этом труде ученого прошлое предстает как закономерный, внутренне обусловленный процесс, где все события взаимосвязаны и направлены к одной цели – достижению всеобщего благоденствия, залогом которого является Российское государство. Характеризуя преобразования первой четверти XVIII в., автор подчеркивает их историческую обусловленность: «Так тесно связаны в нашей истории XVII век и XVIII, разорвать их нельзя», «собирались в дорогу, но ждали кого-нибудь, и тот, кого ждали, явился – явился Петр».

В 1820-х – 1830-х годах в Московском университете возникло возглавляемое М.Т.Каченовским течение, получившее в литературе наименование «скептической школы». К этой школе принадлежали С.М.Строев, О.М.Бодянский, Я.И.Бередников, П.М.Строев, Н.М.Станкевич. Их взгляды формировались под влиянием философских воззрений

Г.Ф.Гегеля и немецкого историка античности Б.Г.Нибура, который выдвинул идею так называемого «конструктивного критического метода», позволяющего установить степень достоверности сведений, содержащихся в древних источниках путем сравнительно-исторического сопоставления с данными других источников. «Скептики» выдвинули требование относиться к истории как к науке, устанавливать подлинность источника и проверять достоверность его сообщений. Основным объектом критического анализа представителей скептической школы были древнерусские летописи.

В отечественной исторической науке сложились многие авторитетные научные школы, традиции которых развиваются в трудах ученых, создавших собственные научные школы. В этом, в частности, проявляется процесс поступательного движения научного познания прошлого человеческого общества. Так, ученик В.О. Ключевского – М.Н.Покровский, в свою очередь, стал учителем А.Л.Сидорова, основной сферой научных интересов которого стала экономическая история России рубежа XIX-XX веков. Ученик А.Л.Сидорова – В.И.Бовыкин, создавший классические труды по истории финансового капитала в России, основал в МГУ им. М.В.Ломоносова научную школу источниковедческих исследований, ориентированных на изучение источников XIX-XX вв.

 

Сохранение и развитие традиций выдающихся научных исторических школ

Важную роль в сохранении традиций, заложенных научными историческими школами, играет регулярное проведение научных конференций, посвященных памяти выдающихся ученых. Археографическая комиссия РАН организует Тихомировские чтения в память основателя Комиссии академика М.Н.Тихомирова. На историческом факультете МГУ кафедрой древнего мира регулярно проводятся Сергеевские чтения в честь основателя и заведующего кафедрой (1934-1941) профессора В.С.Сергеева. С 1977 г. искусствоведы проводят в МГУ Лазаревские чтения, посвященные памяти выдающегося историка искусства, одного из старейших профессоров Московского университета В.Н.Лазарева. С 1996 г. исторический факультет МГУ и Отделение истории РАН (с 2003 г. – Историко-филологическое отделение) проводят Ковальченковские научные чтения, посвященные памяти крупного ученого и организатора науки, заведующего кафедрой источниковедения МГУ (1966-1995) и академика – секретаря Отделения истории Академии наук

И.Д.Ковальченко. Разработанная И.Д.Ковальченко концепция аграрной эволюции оказала значительное влияние на развитие отечественной историографии изучения истории дореволюционной России. С именем ученого связано развитие методологии истории как науки, теории источниковедения, в том числе концепции исторического источника в свете учения об информации, источниковедения массовых исторических источников.

И.Д.Ковальченко – основатель отечественной школы квантитативной истории.

В становлении и развитии нового направления особую роль сыграла научно-организационная деятельность И.Д.Ковальченко. В конце 1960-х годов по его инициативе при Отделении истории Академии наук СССР была создана Комиссия по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях, бессменным председателем которой до конца своих дней он был. Комиссия объединяла и направляла деятельность историков различной специализации (отечественная история, востоковедение, западноевропейская медиевистика, византиноведение, археология) и математиков. Тогда же в структуре Института истории АН СССР была создана Лаборатория математических методов. Комиссия совместно с лабораторией осуществляла научно-организационную подготовку изданий соответствующей проблематики. В 1970-1990-е годы издательство «Наука» выпускало сборники «Математические методы в исторических исследованиях». В становлении этой серии большая заслуга принадлежит И.Д.Ковальченко. В структуре кафедры источниковедения исторического факультета МГУ И.Д.Ковальченко создал математическую группу, в штат которой вошли специалисты по обработке информации на ЭВМ. В конце 1960-х годов Ковальченко начал чтение спецкурса « Математическая статистика», а затем – «Количественные методы в исторических исследованиях» для студентов и аспирантов, специализирующихся по кафедре источниковедения. С 1975 г. курс «Количественные методы» уже читался как общий для всех студентов истфака. С этого же времени занятия по курсу «Математическая статистика», включенному в учебный план в качестве специальной дисциплины для студентов кафедр отечественной истории, проводили сотрудники математической группы. В 1984 г. под редакцией И.Д. Ковальченко вышло учебное пособие «Количественные методы в исторических исследованиях».

По инициативе И.Д.Ковальченко в журнале «История СССР» и классификаторе исторических дисциплин ВАК были введены специальные рубрики «Источниковедение, историография и методы исторического исследования». С 1979 г. на истфаке начал работу всесоюзный научно-практический семинар «Количественные методы в исторических исследованиях». Его деятельность способствовала формированию и развитию сообщества историков, специализирующихся в области квантификации.

Показательна тема состоявшихся в 2008 г. уже V Ковальченковских научных чтений – «Идеи академика И.Д.Ковальченко в XXI веке». В ходе этой всероссийской научной конференции историков обозначились общее состояние и новые тенденции исторического знания по основным направлениям деятельности выдающегося ученого: методология, количественные методы, изучение социально-экономической истории; историография и источниковедение. Изучение научных исторических концепций ученых и традиций научных исторических школ – необходимое условие развития истории исторической науки.

Рекомендуемая литература

Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии

Воронкова С.В. Школа Валерия Ивановича Бовыкина (К вопросу о традициях и новаторстве в развитии советской исторической науки) // «Россия на рубеже XIX – XX веков. Материалы научных чтений памяти профессора В.И. Бовыкина. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20 января 1999 г.» М.,1999

История Московского Университета. 1755-2004 гг. Сборник научных статей

Историография истории России до 1917 года. Т. 1-2. Под. ред. М.Ю. Лачаевой. М., 2003

История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 1-11. М., 1966-1980

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России

Ковальченко И.Д. Сущность и особенности общественно-исторического развития // Исторические записки. Теоретические и методологические проблемы исторических исследований.» Вып. 1 /119. М., 1995

Ковальченко И.Д., Шикло А.Е.. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX – начале XX века

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.