Зарегистрироваться

Семейный метод

Категории Психогенетика | Под редакцией сообщества: Психология

Семейный метод предполагает сравнение представителей одной семьи, которые имеют разное количество общих генов. Члены семьи сравниваются попарно: родные/ двоюродные и т.д. братья и сестры (сиблинги), родители и дети, бабушки/ дедушки и внуки, тети/дяди и племянники и т.д. Все эти пары родственников по количеству общих генов можно разделить на близких (больше общих генов) и дальних (меньше общих генов) родственников (см. таблицу). Логика метода: если близкие родственники больше похожи по какому-либо психологическому признаку, по сравнению с  дальними родственниками, то различия по этому признаку в популяции, в большей степени, связаны с генетическими факторами.

Но такое большее сходство близких родственников может быть связано и со средовыми факторами, т.к. близкие родственники, как правило, имеют больше общей среды, чем дальние родственники.  Таким образом, чтобы повысить надежность семейного метода, необходимо сравнить пары родственников, которые совпадают по объему общей среды или не имели общей среды вообще. Как показывает практика, преодолеть это ограничение достаточно сложно, и не все исследователи готовы идти на столь жесткий отбор участников эксперимента. В настоящий момент семейный метод используется для тестирования средовых факторов: например, влияния порядка рождения ребенка, образования родителей, возраста родителей, стиля воспитания на формирование психологических особенностей ребенка.

Кроме этого, в семейном исследовании существуют проблемы при сравнении представителей разных поколений (например, бабушек/дедушек и детей). Эти проблемы связаны с тем, что сравниваемых родственников разделяет достаточно большой возрастной интервал. Предположим, мы изучаем интеллект. С возрастом будет меняться влияние генотипа на развитие данного психологического признака. Что касается среды, для детского возраста характерно неполное раскрытие своего интеллектуального потенциала, для пожилого возраста, наоборот, – снижение интеллектуальных способностей. Методики диагностики для людей разного возраста могут быть также не вполне сопоставимы. Чтобы преодолеть эти трудности, нужно провести обследование представителей разных поколений в одном и том же возрасте (лонгитюдное исследование) или же подбирать пары родственников, относящиеся к одной возрастной группе.

Таблица. Количество общих генов у разных родственников

 

Родственники

Количество общих генов (%)

Мать – Ребенок

50

Отец – Ребенок

50

Сиблинги

50

Дедушка – Внук

25

Бабушка – Внук

25

Дядя – Племянник

25

Тетя – Племянник

25

Двоюродные сиблинги

12,5

 

Рекомендованная литература

  1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  2. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999.
  3. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.