Зарегистрироваться

Механизм корпоративного регулирования сферы обращения коммерчески значимой информации

Категории Информационное право | Под редакцией сообщества: Юриспруденция

Сегодня любая коммерческая организация, в зависимости от масштабов (размеров) ее деятельности имеет собственную систему (механизм) корпоративного регулирования. Этот механизм по аналогии с правовым регулированием включает в себя, во-первых, издание корпоративных актов, содержащих корпоративные нормы, регламентирующие отношения в хозяйственной деятельности, в частности по поводу обращения КЗИ. Во-вторых, правоотношения, возникающие между субъектами в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности, в том числе по вопросам использования и охраны КЗИ, что находит отражение в фиксации их субъективных прав и юридических обязанностей. В-третьих, речь идет о реализации прав и обязанностей субъектов, т.е. фактическом их поведении, с использованием соответствующих способов корпоративного регулирования хозяйственной деятельности, включая и обращение КЗИ.

Формирование механизма корпоративного регулирования применительно к обращению КЗИ представляет собой сложный процесс учета факторов воздействия внешней среды на хозяйственную деятельность организации, и выработки в этой связи адекватных мер противодействия угрозам. Осуществление этой работы предполагает учет теоретических положений общей концепции корпоративного регулирования хозяйственной деятельности и использование практических рекомендаций по охране конфиденциальности информации.

Механизм права организаций на КЗИ формируется на основе концепции общих дозволений и запретов[1], содержащихся в нормах действующего законодательства, и конкретных дозволений, запретов и позитивных обязываний, установленных Законом о коммерческой тайне, иными нормативно-правовыми актами, регулирующими процесс обращения КЗИ. Их соотношение позволяет определить преимущественные способы правового регулирования, характерные для обращения КЗИ. В этой связи необходимо подчеркнуть, что общедозволительный метод регулирования, свойственный гражданскому и коммерческому праву, имеет исходное и направляющее правовое воздействие применительно к сфере регулирования обращения КЗИ. Это объясняется тем, что информация является объектом гражданских прав. Она активно в виде информационных ресурсов участвует в предпринимательском и торговом обороте с присущими ей особенностями при совершении актов купли-продажи. Оборот КЗИ напрямую связан с общими частноправовыми интересами организации. Их реализация при занятии бизнесом требует от организаций надежного обеспечения их информационной безопасности. Кроме дозволительных норм регулирование обращения КЗИ обеспечивается с помощью императивных обязывающих и запрещающих норм. В частности, права на доступ к КЗИ, которые предоставляет администрация в разрешительном порядке своим работникам, другим физическим и юридическим лицам, построены на конкретных обязываниях и запретах, содержащихся в различных корпоративных актах.

Субъективное право организации на КЗИ образуют три возможных правомочия: право требования исполнения или соблюдения юридической обязанности от работников и других лиц, право на совершение собственных активных действий, имеющих юридическое значение и право на защиту субъективных гражданских прав в связи с их нарушением.[2] Названные правомочия в различных комбинациях в зависимости от области регулирования отдельных направлений и участков, где сосредоточены коммерческие секреты, находят свое выражение в конкретных по названию и назначению корпоративных актах.

Важнейшими из них являются акты общего характера, регулирующие управленческие и финансовые вопросы. К ним относятся ранее названные нами учредительные документы юридического лица, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, а также положения о фондах и резервах, об организации отчетности, о правовом статусе совета директоров, о правлении, о генеральном директоре, о структурном подразделении, об оплате труда, о порядке заключения и исполнения договоров и другие, в которых содержатся ряд субъективных прав и юридических обязанностей, определяющих поведение лиц в сфере обращения КЗИ.

Предметно и конкретно вопросы охраны конфиденциальности КЗИ закрепляются в специальных корпоративных актах. В их числе следует назвать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, инструкцию по обеспечению сохранности коммерчески значимой информации, положение о разрешительной системе и ряд других. В литературе высказаны различные предложения по структуре и юридическому содержанию названных выше актов. Их анализ дается в последующих главах пособия.

Таким образом, корпоративное регулирование с учетом общего характера его правового назначения, выполняет, на наш взгляд, регулятивную (устанавливает и уточняет взаимные субъективные права и юридические обязанности по поводу КЗИ), конкретизирующую (оперативно, применительно к конкретной ситуации, сложившейся в сфере обращения КЗИ, уточняет общие положения Закона о коммерческой тайне), правовосполнительную (по необходимости и усмотрению организации осуществляет урегулирование отношений по поводу КЗИ, которые не охвачены нормами действующего законодательства) функции. Реализация названных функций позволяет организациям значительно расширить границы гражданско-правового регулирования и охраны КЗИ с использованием корпоративных актов и иных правовых средств.

Рекомендуемая литература

1. Городов О.А. Информационное право. Учебник. М. 2007, Проспект

2. Зенин И. А. Коммерческая тайна и ноу-хау // Законодательство. 2005. № 12.

3. Измайлова Е.В. Правовое регулирование маркетинга. М. 2002, Зерцало-М

4. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. СПб, 2000, Пресс.

5. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. 3-е изд. М. 2006, Юристъ

6. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. М., 2001.

7. Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996.

Ссылки

  1. См.: Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 81 – 102.  ↑ 1
  2. См.: Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. Изд. 2-е. М., 2001. С. 104 – 108, и др.  ↑ 1

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.