Зарегистрироваться

Церковное (каноническое) право

Категории История религии | Под редакцией сообщества: История

Церковное каноническое право – историко-юридическая богословская дисциплина.

Предметом церковного (канонического) права является изучение формирования норм, которые определяют внутреннюю жизнь Церкви, ее членов и созданных в ней институтов и дают возможность осуществлять ее основную цель (каноническое право), а также определяют существование Церкви как общественного союза, вступающего в определенные отношения с другими человеческими союзами (церковное право). Через системы канонического права исторически происходит самопознание и самовыражение Церкви о том, что составляет основное в содержании ее жизни.

Каноны

Понятие «каноническое право» имеет в основе понятие «канон» – т.е. правило, предписание, норма, которую устанавливает Церковь для своих членов и институтов. Здесь она исходит в первую очередь из Евангельской проповеди. Нравственные предписания тем, кто вошел в Церковь, содержатся и в апостольских посланиях, и в писаниях апологетов, и в посланиях отцов Церкви. Церковные соборы отдельных Церквей (поместные) делали определения обязательными для членов Церкви. Помимо нравственных требований они определяли порядок совершения церковных служб (учение о сакральном, таинства), фиксировали обязанности церковного клира, а в эпоху Вселенских соборов появилась необходимость привести обычаи отдельных Церквей к определенному единству по конфликтным вопросам. Правила, выносимые соборами, вырабатывались не как система, а как суждения по определенному поводу (прецедентное право).

В православной традиции под канонами в узком смысле понимаются только те правила, состав которых был утвержден на соборе в Константинополе в 691 г. («шестой» вселенский, Трулльский собор): 1) «апостольские правила»; правила Вселенских соборов: 2) Никейского первого; 3) Константинопольского первого; 4) Ефесского; 5) Халкидонского; 6) Трулльского (Шестого); правила поместных соборов: 7) Анкирского; 8) Неокессарийского; 9) Гангрского; 10) Антиохийского; 11) Лаодикийского; 12) Сардикийского; 13) Константинопольского при Нектарии; 14) Карфагенского 419 г. Впоследствии к этим правилам были присоединены правила VII Вселенского собора и соборов 861 и 879 годов. К ним были добавлены и правила святых отцов: 1) Дионисия Александрийского; 2) Григория Неокессарийского; 3) Петра Алксандрийского; 4) Афанасия Великого; 5) Василия Великого; 6) Тимофея Александрийского; 7) Григория Богослова; 8) Амфилохия Иконийского; 9) Григория Нисского; 10) Феофила Александрийского; 11) Кирилла Александрийского; 12) Геннадия Константинопольского. Эти правила были включены в состав Сборника XIV титулов (исследование и издание В.Н. Бенешевича), который существовал в разных редакциях.

Особенностью эпохи Вселенских соборов было то, что Церковь признавала императорское законодательство, а императоры издавали постановления по церковным делам, в частности созывали Вселенские соборы. В эту эпоху епископы получили широкие судебные права по гражданским делам. Имущественные права Церкви также определялись императорским законодательством. Императоры издавали законы о преследовании иноверных и тех, кого Церковь признала еретиками.

Церковь в западной части Римской империи оказалась в особых условиях. При ослаблении центральной власти Церковь выступала здесь носительницей традиций римского права («ecclesia vivit lege Romana»), епископы выполняли широкие судебные функции. Сложившееся учение о превосходстве «civitas Dei» над «civitas terrena» имело последствием длительную борьбу за власть между папами и светскими правителями.

Понятие «каноническое право» появилось в католической церкви и означало систему права, построенную на утвержденном папской властью кодифицированном своде канонов Corpus iuris canonici, сложившимся между 1140 и 1325 гг. Его основную часть составил Декрет Грациана – фундаментальное изложение церковного права как системы, включающей организацию судебного процесса. С этого времени каноническое право входит как составная часть в европейскую правовую традицию, начинается и преподавание канонического права в университетах Болоньи, Парижа, Кельна. Каноническое право повлияло на формирование современного гражданского, уголовного и публичного права.

Реформация значительно потрясла основы канонического права. После Реформации появляются различные системы церковного права и новые виды церковно-правовых источников: исповедания (Bekentnisse), конституции (Verfassungen). Католическая Церковь также значительно изменила свою правовую систему. Реформация дала новый толчок развитию науки и, в частности, способствовала изучению канонов Православной (Восточной) Церкви и критическому изданию и исследованию источников, а также научному интересу к раннецерковным институтам. После Реформации и в Православной Церкви делаются попытки осмыслить свое право как систему.

В Новое время жизнь Поместных Православных Церквей определялась во многом государственным законодательством, что привело к значительным правовым различиям.

В истории канонического права в России можно выделить следующие этапы:

  1. X-XV вв. В это время Русская митрополия является частью Константинопольского патриархата. На Руси появляются переводы Сокращенного Сборника Иоанна Схоластика («Номоканон Мефодия»); Сборника XIV титулов в двух редакциях: с полным текстом правил (Древнеславянская Кормчая) и сокращенным с толкованиями Алексея Аристина (Сербская редакция, или Законоправило Св. Саввы). Создается собственная русская редакция. Переводятся и другие сборники канонического содержания, в том числе епитимийные Номоканоны.
  2. XV-XVII вв. Русская церковь является автокефальной. Создаются новые редакции канонических сборников, вырабатывается «национальное» (Н.С. Суворов) каноническое право. Это время активной полемики по каноническим вопросам. В 1653 г. в Москве была напечатана Кормчая – свод церковных канонов, имевший значение для славянского мира.
  3. XVIII-XIX вв. Церковь включена в систему государственного управления. Законодательство о Церкви носит государственный характер и идет по образцу протестантских стран. В 1839 г. издается новый перевод канонов – Книга Правил. Создается школа русской канонистики.
  4. XX в. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. ставит задачей восстановление канонических норм. Декларированное властью отделение Церкви от государства, контроль за деятельность церковных органов, физическое уничтожение духовенства приводит к значительным каноническим отступлениям в церковной жизни.

Преподавание канонического права

Преподавание канонического права как науки связано с развитием системы научного богословского образования в Православных Церквах. В России с 1835 г. каноническое право преподавалось в университетах, в 1863 г. на юридических факультетах университетов были созданы кафедры канонического права. Система изложения церковного права развивалась под сильным воздействием католической традиции. Церковь понималась в первую очередь как иерархическая система, в учебных курсах излагались система церковного правительства (hierarchia jurisdictiones), право религиозного учения (potestas magisterii), право религиозного освящения (potestas ministerii), право религиозного управления (potestas jurisdictionis) (курс А.С. Павлова в Московском университете).

Русская школа канонического права искала свой метод, который мог бы стать основой не только изучения церковных институтов, но и их обновления. А.С. Павлов назвал такой метод историко-догматическим. Русские канонисты хотя и ставили вопрос о существовании Церкви в правовом государстве (И.С. Бердников, Н.С. Суворов), исходили из модели государственной Церкви.

Значительной критике система канонического права была подвергнута в работах протестантского теолога Рудольфа Зомма. Понимание права как принуждения и насилия, характерное для европейской мысли конца XIX в., ставило вопрос о допустимости применения его в Церкви. Эта критика в значительной степени повлияла на современную католическую каноническую науку, для которой стала очевидна необходимость богословского обоснования канонического права (Л. Джероза), а также на труды русской православной эмигрантской школы (Н.Н. Афанасьев). XX век актуализировал понимание церковного права как части церковного предания, позволяющего Церкви сохранять свою свободу и мирный дух перед натиском враждебного мира (Н.П. Аксаков, Hans v. Campenhausen, Н.Н. Фиолетов).

Новую страницу в истории церковного права открыл Поместный собор Русской Православной Церкви в 1917-1918 гг., восстановивший систему соборного управления в Русской Православной Церкви. Созданная в XIX в. школа русской канонистики практически была разгромлена после 1917 г. В это время не только прекратилось преподавание канонического права в университетах, но и сами канонисты подверглись преследованиям. Каноническое право продолжало существовать как учебный предмет в стенах духовных учебных заведениях, но источниковедческих исследований в этой области практически не производилось. Только в 1994 г. появился учебник священника В. Цыпина, опиравшийся на труды канонистов А.С. Павлова и Н.С. Суворова. Переизданы были труды известных канонистов XIX в. В Сербии осуществлено переиздание трудов выдающегося канониста епископа Никодима Милаша, впервые давшего обзор церковно-правовой ситуации во всех Православных Церквах.

В области истории канонического права в XX в. европейская наука продолжала свое развитие. Новые работы по каноническому праву появились в Греческой Церкви (K.M. Ralles, A. Christophilopoulos, P. Panagiotakos, S. N. Troianos) Появились источниковедческие разработки, касающиеся памятников церковного права сирийского, коптского, эфиопского, ассирийского происхождения (H.Aydin, C.Chaillot, W.Selb, W.Heyer и др.), армянского (M.K.Krikorian), многочисленные источниковедческие исследования и публикации по истории соборов (библиография в работах H. Ohme). Новые данные для развития европейского права дали исследования рукописной традиции Декрета Грациана (A. Winroth). Значительный вклад в изучение правовых систем современных православных Церквей вносит Венская школа (R. Potz, E. Synek).

В отличие от общих курсов канонического права, которые ставят своей задачей «построить систему канонического права» (В. Цыпин), дать богословское обоснование современной организации Церкви (Л. Джероза) и ориентированы в целом на действующее поместное или конфессиональное право, курсы по истории канонического права имеют источниковедческие цели.

Е.В. Белякова

 

Рекомендуемая

Источники:

Ράλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Σύνταϒμα τῶν θείων καὶ ἱερῶν κανόνων. Αθήνησιν, 1852-1859. Т. 1–6 (репринт: Салоники, 2002).

Древнеславянская Кормчая XIV титулов без толкований / Труд В.Н. Бенешевича. СПб., 1906. Т. 1; София, 1987. Т. 2.

Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. М., 1876 (репринт: М., 2000).

Правила святых Вселенских соборов с толкованиями. М., 1877 (репринт: М., 2000).

Правила святых Поместных соборов с толкованиями. М., 1880 (репринт: М., 2000).

 

Учебная литература:

Павлов А.С. Курс церковного права. Сергиев Посад, 1902 (переизд.: СПб,. 2002).

Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1908 (переизд.: М., 2004.)

Link Ch. Kirchliche Rechtsgeschichte. München, 2009 (с подробной библиографией).

Potz R, Synek E. Orthodoxes Kirchenrecht. Eine Einführung. Freistadt, 2007 (с подробной библиографией).

Цыпин В., прот. Церковное право. М., 2009.

Никодим Милаш, еп. Православно црквено право. Мостар, 1902 (переизд.: Никодим Милаш. Дела. Београд, 2004. Кн.5).

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.