Зарегистрироваться

Исторический материализм

Категории История философии · Философия истории · Социальная философия | Под редакцией сообщества: Философия

Исторический материализм - марксистская теория общественного развития, создателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс. И. м (материалистическое понимание истории), по определению Маркса и Энгельса, представляет собой науку о наиболее общих законах и движущих силах развития общества. Общество предстает как единый целостный процесс, во всем многообразии проявлений общественной жизни. Открытые Марксом законы являются методом исследования исторического прошлого и настоящего, основой социальных прогнозов. И. м. возник в середине XIX в. как научно-теоретическое выражение интересов пролетариата, теоретики марксизма рассматривали его как органическое единство научной объективности и партийности, что позволяет применять его в качестве научной основы политической практики пролетариата, стратегии и тактики классовой борьбы, построения коммунистического общества.

Исходной посылкой И. м. является тезис о первичности общественного бытия (материи) по отношению к общественному сознанию, которое рассматривается как отражение социальной формы движения материи. Хотя в истории действуют люди, сознательно преследующие свои цели, эти цели, как и средства их достижения, определены материальными условиями их жизни. Таким образом, понятие материи распространяется на историю, которая понимается как продукт и результат материальной деятельности людей, как общественно-историческая практика, как объективней всемирно-исторический процесс. Методом исследования истории становится Материалистическая диалектика, что позволило создать последовательно материалистическое учение об обществе. Основной причиной общественного развития Маркс считал противоречие в способе материального производства между динамично развивающимися производительными силами общества и консервативными производственными отношениями.

Фундаментальной категорией И. м. является общественно-экономическая формация, исторически определенный этап общественного развития, исторически конкретная форма взаимосвязи экономического базиса и идеологической надстройки. Диалектическое противоречие базиса и надстройки определяет характер, механизм, темп исторического прогресса. История человечества предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций. Движущей силой, творцом истории является народ, в своей повседневной деятельности создающий средства для удовлетворения материальных потребностей, которые являются необходимым условием формирования потребностей более высокого уровня (духовных) и необходимых средств для их удовлетворения. Способом перехода от одной общественно-экономической формации к другой является социальная революция, коренной переворот в экономическом базисе общества и политико-культурной надстройке. На основе анализа механизма смены общественно-экономических формаций делается прогноз о закономерном возникновении коммунистической формации как общества, гармонически сочетающего свободу индивида и общества. Историческим субъектом строительства коммунизма является пролетариат, в классовой борьбе уничтожающий эксплуатацию как форму общественных отношений. В осуществлении этой задачи Маркс и Энгельс видели историческую миссию пролетариата. Научный прогноз о закономерном возникновении коммунизма, по определению Энгельса, превращает социальное учение марксизма из утопии в науку.

Открытые Марксом и Энгельсом законы общественного развития раскрывают роль общественно-исторической практики в завоевании человеком свободы. Свобода понимается как познанная необходимость, примененная в практике для достижения поставленных человечеством целей. Историческая закономерность проявляется в сознательной целеполагающей деятельности людей и посредством этой деятельности. Свобода, таким образом, заключается не в независимости от законов природы, а в возможности использовать их для достижения поставленных целей. Исторические законы проявляются в деятельности людей как общая тенденция общественного развития, конкретные исторические события уникальны и неповторимы в других условиях, при других обстоятельствах. Тем не менее в исторических событиях проявляются общие, типические черты, характерные для определенной общественно-экономической формации. Знание законов общественного развития не освобождает человека от необходимости действовать полагаясь на объективность и неизбежность законов истории, а, напротив, побуждает народные массы к активной преобразовательной деятельности. В общественно-экономических формациях, построенных на эксплуатации, историческая закономерность проявляется стихийно через классовую борьбу. Данный период общественного развития Маркс назвал предысторией человечества, подлинная история («скачок из царства необходимости в царство свободы») начинается с построения коммунистического бесклассового общества, в котором общественные изменения являются результатом планомерного самоизменения общества в интересах как общества в целом, так и каждого из его членов.

И. м. развивался в трудах последователей марксистской теории, в теоретической деятельности идеологов коммунистических партий и международного рабочего движения. Основной задачей их деятельности стали защита И. м. от ревизионистской критики и развитие его основных положений в новых исторических условиях. В России в начале XX в. И. м. развивался и популяризировался в трудах Г. Плеханова и В. Ленина.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.