Нигилизм
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Н. — сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует Н. социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой Н. проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический Н., отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой Н. переходит в пессимизм. Можно говорить и об эстетическом Н., отрицающем художественные каноны, само понятие прекрасного. Н. может быть познавательным, декларирующим недостижимость истины. Познавательный скептицизм граничит с агностицизмом. Наконец, можно говорить о Н. как о философской позиции, в рамках которой отрицается наличие абсолютных устоев существования, смысловой направленности жизни.
Термин «Н.» давно вошел в культурный обиход. В Средние века еретиков, отрицающих историческое существование Христа, называли «нигилианистами». О Н. как о характеристике рационалистического способа философствования писали в XVIII -XIX вв. представители иррационалистической философии (Ф. Якоби). Представитель философии романтизма Жан Поль называл «нигилизмом» романтическую поэзию. Для датского философа С. Кьеркегора эстетическая точка зрения, точка зрения иронии и игры являлась выражением Н. Многие исследователи считают, что термин «Н.» занял прочное место в европейской культуре благодаря И. Тургеневу и его роману «Отцы и дети». «В наше время полезнее всего отрицание», — говорил Базаров.
Н. как российский культурно-исторический феномен связан с движением русской радикальной общественной мысли 60-х гг. XIX в. (Н. Чернышевский, Д.Писарев). Русский Н. включал в себя и критически-разрушительное отношение к современному обществу, и программу радикальных реформ. Утилитаризм как составная часть Н. стремился заменить абстрактные понятия добра и зла учением о пользе как основном критерии морали, Другим пунктом радикального умонастроения было «разрушение эстетики», борьба с «чистым» искусством, превращение искусства в «приговор» действительности. Наконец, Н. в области науки и философии выражался в отрицании всего, что находилось за пределами чувственного опыта, в отрицании всякой метафизики — « схоластики XIX века». Ф. Достоевский в «Объяснительном слове» к речи о Пушкине сблизил нигилиста как «отрицательный тип» с «лишним» человеком, «в родную почву и в родные силы не верующего» и от этого страдающего. Писарев, яркий представитель русского Н., писал: «Надо эмансипировать личность от тех разнообразных стеснений, которые на нее налагает робость собственной мысли, авторитет предания, стремление к общему идеалу и весь тот отживший хлам, который мешает живому человеку дышать». Русский Н. — это не синоним простого неверия, «усталости культуры», ее разложения. Русский Н. — это своеобразный синтез позитивизма, индивидуализма и социально-этического или социально-эстетического утопизма. Русский Н. — это выражение потребностей «жизни», устремленной в будущее, как они поняты русской радикальной мыслью. Разрушение старого неотделимо в русском Н. от поисков новой науки и нового искусства, нового человека, нового общества. Можно провести определенные аналогии между разрушительным пафосом русского Н. и «переоценкой ценностей» ницшеанской философии. Недаром чешский мыслитель и политический деятель Т. Масарик называл Писарева «русским Ницше».
Дальнейшая судьба понятия Н. тесно связана с философией Ф. Ницше. Н. для Ницше — это не один из многих типов умонастроения, а характеристика ведущей тенденции в европейской философской культуре. Суть Н., с точки зрения Ницше, — это утрата веры в сверхчувственное основание бытия. «Бог умер» — вот формула Н. Ницше. По его мнению это некое «промежуточное» состояние, оно может быть выражением и силы и слабости человека и общества. В своем внешнем проявлении Н. есть следующее: «высшие ценности теряют свою ценность». Как это происходит? Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некоей «цели», достижением которой озабочен весь мир, в мире нет «единства», которое до сих пор была основой его спокойствия, «встроенности» в мир, нет «истины». С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценности всех вещей, «он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность». Человек создал мир, подтверждающий его собственную значительность, и вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Но Н. можно истолковывать двояко. Н. «слабых» — это упадок и разложение. Радикальный Н., Н. «сильных» — это путь абсолютного авторства: созидания новой морали, нового человека. Необходимо, говорил Ницше, встать на путь «переоценки ценностей». Переоценка ценностей, по мнению Ницше, должна осуществляться на пути формирования новых ценностных потребностей. Должны исчезнуть ценности «сверхчувственного мира» — все то, что находится за пределами человеческой жизни. Основой новых ценностных ориентиров должна стать воля к власти — основополагающее начало жизни. Воля к власти есть абсолютное превозмогание, она не имеет цели. Поэтому разрушительная программа Ницше не предполагала ликвидацию ценностей вообще; скорее, Ницше предлагал максимальное сближение цели и ценности, что позволяло говорить об относительности ценности-цели, ее достижении и преодолении. Ценности — это условие стимулирования и поддержания воли к власти, это «полезные ценности». М. Хайдеггер рассматривал Н. как завершение господствующей тенденции европейской философии — ее субъективизма и в «определенном правильно понятом смысле — конец метафизики как таковой», вершиной которой является идея сверхчеловека. Для Хай-деггера сама философия Ницше — это завершенный «классический» Н., не столько сражающийся с прошлым, сколько выражающий его сущность. Декарт и Ницше — это две стороны одной медали. Наивный Н. (Протагора), скрытый Н. (Декарта) лишь обнаружили себя в философии Ницше. Н. — это не только способ осознания европейской культурой себя, но и неспособность отрешиться от себя, от своего субъективизма, «гуманизма», «антропоморфии». Субъект в европейской философии всегда на первом плане — будь то познающий субъект Нового времени или «водящий» субъект, «белокурая бестия» Ницше. Вся прошлая философия нигилистична, это метафизика субъективности, метафизика человека как «рационального животного», будь то Декарт, Гегель или Ницше. В философии Ницше метафизика открыто заявляет о себе в качестве « антропологии», учения о «перспективах», «точках зрения», « мировоззрении».
Хайдеггер утверждает необходимость мыслить бытие «из себя самого», «а не сообразно тому, как мы его схватываем и воспринимаем». Бытие для Хайдеггера — это не условие сущего, его нельзя понять исходя из понимания человека как субъекта познания, деятельности, «власти». Избавленное от антропоморфизма западной метафизики, бытие лишается привычных человеческих характеристик, выступающих как «ценность» для человека. Бытие превращается таким образом для человека в «ничто». «Нигилизмом, — делает парадоксальный вывод Хайдеггер, — тогда нужно будет называть: принципиальное недумание о существе Ничто».
Выходные данные:
- Просмотров: 1680
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 16.03.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Персоны:
Гегель Георг; Декарт Рене; Достоевский Федор Михайлович; Ницше Фридрих; Тургенев Иван Сергеевич; Хайдеггер Мартин; Чернышевский Николай Гаврилович;
Категории:Антропология; Искусство; Культура; Философия; Эстетика;
Детализирующие понятия:Деятельность; Идеал; Истина; Личность; Мировоззрение; Мораль; Норма; Общество; Прекрасное; Субъект познания; Схоластика; Ценности; Эстетическое.