Зарегистрироваться

Материя

Категории Онтология | Под редакцией сообщества: Философия

Материя (лат. materia — вещество) — предельно широкая философская категория, содержание которой противоположно содержанию категории «идеальное». В категории М. заключены представления о единой субстанции, лежащей в основе видимого многообразия вещей, родственной вещному миру и порождающей этот мир. Представления о М. в основном развивались в рамках материализма, но к данному понятию обращались и представители иных философских направлений.

В античности решение проблемы субстанции осуществлялось в рамках натурфилософского подхода. Натурфилософия ставила задачу выявления единого закона, управляющего эмпирически удостоверенным многообразием какого-то фрагмента бытия, при этом менялся только уровень обобщений. По этой же причине М. изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Демокрит — единые неделимые частицы. В модернизированной форме эти взгляды просуществовали вплоть до XIX—XX вв. Идеи, сходные с позицией Фалеса, развивал в XVII в. Р. Бойль, а в XIX в. — Л. Мечников, автор «океанической концепции». А. Лавуазье в XVIII в. вслед за Анаксименом называл субстанцией воздух (кислород), взгляды Анаксимандра относительно апейрона (неопределенного вещества) нашли свое развитие в натурфилософском истолковании единой теории поля. Первые материалисты столкнулись с рядом трудностей при отождествлении М. и вещества. М. должна определять все вещи и одновременно существовать независимо от них, иначе ее нельзя назвать первоосновой. Поэтому появились умозрительные понятия «праводы», «праогня», не похожих на обычные воду и огонь и недоступных для чувственного восприятия. Понятие М. также должно объяснять изменчивость и многообразие видимого мира. Для решения этой проблемы древние «одушевили» и «оживили» М., придав тем самым ей внутренний динамизм. Поэтому М. первых философов — это нерасчлененное субстанциональное единство, объединяющее свойства М. как «материала», из которого создано все окружающее, и М. как источника всех изменений в мире, структурности мира.

В более поздних концепциях единое субстанциональное единство распадается. У Платона М. — некий универсальный материал, чистая возможность, вещественность без каких-либо конкретных свойств. В процессе миротворения участвуют наряду с материей идеи, мировая душа, Единое. Аристотель не только отвел М. единственную функцию — быть материалом; он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с М. Поскольку отдельная вещь имеет в себе (в рамках уже созданного многообразия) основу для самостоятельного существования, она названа Аристотелем субстанцией (в смысле независимого существования, содержащего в себе свои собственные предпосылки). Философия при помощи Аристотеля освободилась от необходимости выводить существование каждой вещи из единого первоначала: дело философии — найти общий принцип этого порождения.

Трудности, связанные с пониманием вещественного характера М, субстанции, привели представителей новоевропейской философии к модернизации представлений о М. Для них М. — уже не конкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяженностью, весом, перемещением, формой. Субстратом, носителем этих свойств чаще выступают атомы. Р. Декарт вообще снял проблему субстрата, отождествив М. с ее единственным свойством — протяженностью: «Природа материи... состоит не в том, что это вещь твердая, весомая, окрашенная или каким-либо иным способом возбуждающая наши чувства, но лишь в том, что она есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Такое понимание М. сохранилось и в более позднее время: Д. Менделеев, например, основной характеристикой М. считал весомость. М. в представлении философов нового времени лишена энергетического потенциала, порождающей силы правещества древних. Она ничем не движет, из нее ничто не может возникнуть; это абстракция, отделенные в мышлении от мира его общие характеристики. Вместе с тем категория М. в новоевропейском мышлении позволяет философу сказать, что фундаментальные субстанциональные свойства мира идеально «прилажены» к моим познавательным способностям. Мир открыт для познающего субъекта. Таким образом началась гносеологизация понятая М.

В рамках марксистской философии процесс гносеологизации понятия М. завершился. В. Ленин считал, что непозволительно смешивать учение о строении материи (чем занимаются специальные науки) с М. как гносеологической категорией, раскрывающей вопрос об источниках познания, о существовании объективной истины. М., по словам Ленина, «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В данном определении М. выступает субстанцией лишь в одном смысле: для своего существования она не нуждается ни в чем, кроме себя.

Второй аспект понимания М. в марксизме — натурфилософский, М. выступает в качестве первоосновы. Проблема генетического порождения М., субстанции всего существующего, проблема структурности мира заявлена в марксизме как проблема материального единства мира. Данный аспект теории М. в марксизме преимущественно был развит Ф. Энгельсом. М. выражает себя в своих атрибутах — неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении). С их помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и движения М., созданное Энгельсом и развитое отечественными приверженцами марксизма (Б. Кедров). Наличие в марксизме двух форм понимания категории М. обнаруживает его внутреннюю противоречивость.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.