Судьба
Судьба — форма переживания и осмысления человеком условий собственного существования в мире. В содержании понятия С. заключено то или иное решение индивидом проблем соотношения свободы и причинной обусловленности, необходимости и случайности, внешнего и внутреннего, смысла и бессмысленности в своей жизни и жизни общества в целом. С. имеет аксиологический, онтологический и гносеологический аспекты. Само появление образа С. в человеческом сознании уже предполагает противопоставление человека и мира, субъекта познания и воли — объекту. В конечном итоге все попытки столкновения с С. — это исторически определенные попытки борьбы человека с небытием. Жизнь человека — это материал, в котором С. воплощает свои веления, это проявление С.
С. заявляет о себе в человеческой жизни различными способами. С. люди осваивали первоначально в образах мифа. С. имела много имен. У древних греков и римлян воля случая — это Тюхе (Фортуна). С. - неизбежность — это Ананке; мойры (парки) — человеческие жребии; Дике — С. - справедливость; Немезида — возмездие. У славянских народов С. — это Горе-Злосчастье.
С. — удел (доля) предполагает зависимость человека от обстоятельств его рождения, от исторического момента. Человек — актер, который играет свою роль в предлагаемых жизнью обстоятельствах, в пьесе, написанной не им самим. С. может выступать как абсолютная предрешенность всех событий человеческой жизни. С. может рассматриваться как тенденция жизни, пробивающая дорогу сквозь пеструю сумятицу событий. «Онтология» С. неотделима от ее «гносеологии». С, как не зависящее от человека вмешательство в его жизнь, может быть «предсказана» кем-то, увидена в мистическом акте прозрения в самом начале жизненного пути. Чаще всего бессилие человека в его столкновении с миром выражается в невозможности уловить «веления С», понять ее. Непознаваемость С. обычными рациональными средствами дополняется такой ее характеристикой, как «слепота», отсутствие нравственного и социального смысла в действии С.-рока. Так же непознаваема и С.-случай (Фортуна). Фортуна дает человеку «онтологическую» надежду, позволяет надеяться на то, что человек в схватке с небытием может обыграть С, но «гносеологически» человек всегда в проигрыше. Аксиологический, ценностный аспект отношения к С. особенно ярко проявляется в понимании С. как воздаяния космической справедливости, или кармы в восточной философии.
Новый оттенок в понимание С. вносит религия: С. — это Провидение Божие. В этой интерпретации С. сохраняет свои свойства непознаваемости, предопределенности как отсутствия бесконтрольности человеческих действий. Вместе с тем С - предопределение, напоминая человеку о неподвластности ему оснований собственной жизни, позволяет ему надеяться, укрепляет веру в осмысленный порядок всего существующего. Исчезает идея враждебности мира человеку. Божия воля ценностно окрашена, направлена к благой цели. Провидение не исключает человеческой активности. Более того, только благодаря своим активным действиям в мире человек может узнать замысел Бога о нем. С. имеет еще одно значение: она может выступать в качестве замысла человека о самом себе. Так понимаемая С. — синоним связности, завершенности человеческой жизни.
Все указанные оттенки понятия С. есть необходимое символическое выражение отношений человека с миром в их «предельном» выражении как борьбы с небытием, хаосом, Ничто. Представления о С. неотделимы от мироощущения свободной, активной, творческой личности. По словам М. Бубера, все «сбудется не так, как он (человек) решил; но то, что сбудется, сбудется тогда, когда он решится». В современной философии проблема С. получила развитие в рамках «философии жизни». О. Шпенглер рассматривал отношения индивидуальной С. и С. культуры; для Г. Зиммеля понятие С, как и понятие свободы, стали центральными категориями, с помощью которых человек «находит себя» в жизненном потоке. Противоположные позиции в понимании С. выражены в концепциях фатализма и волюнтаризма.
Выходные данные:
- Просмотров: 1027
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 17.01.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:Детализирующие понятия:
Католическая Церковь; Мировоззрение; Миф; Мораль; Музыкальная форма; Соборность; Сословие.