Общество
Общество - универсальная форма человеческой жизнедеятельности. О. является предметом исследования целого ряда наук: философии, социологии, истории, социальной психологии, кибернетики, семиотики и т. д. Существует несколько уровней исследования О.: изучение всеобщих свойств организации человеческих взаимобтношений, изучение конкретных типов О., изучение отдельных социальных организмов. В рамках философского исследования О. решаются общие для всех разделов философского знания проблемы: выявляются принципы взаимоотношений человека и мира, особенности его познавательной активности. Вместе с тем О. — специфический предмет философского анализа.
Дело в том, что, выясняя границы и возможности человеческой свободы, особенности познания социальных явлений, специфику различных форм освоения мира — таких как религия, искусство, нравственность, — исследователь изучает формы совокупной деятельности людей, направленные на поддержание и воспроизводство их жизни, т. е. О. как определенную целостность. Так, решая вопрос о характере детерминированности, например, произведения искусства, мы уже устанавливаем его место внутри социального целого. Исследуя природу власти, мы прежде всего рассматриваем власть как способ регуляции системы совместных человеческих действий. Материальное и идеальное, объективное и субъективное, индивидуальное и общее, личностное и коллективное — все эти противопоставления, традиционно являющиеся предметом философского рассмотрения, одновременно оказываются сторонами сложного, многоаспектного и многоуровневого социального целого как субъективно-объективного единства.
О. как целостная система — многоаспектное, «многоизмеримое» образование; невозможно построить исчерпывающую теоретическую модель О. исходя из какого-то одного его «измерения». Более того, такие попытки ведут к неизбежному упрощению и искажению социальных процессов. Можно обратиться к «социальной динамике», попытаться определить причины социальных изменений, их направленность, выделить этапы социальных изменений. Можно рассматривать «социальную статику» — рассмотреть структуру О., закономерности его функционирования. Подход к О. как структурно-функциональному единству также может быть различным. О. можно исследовать как совокупное человеческое существование, как сумму индивидов, объединенных в определенные группы (семью, коллектив, партию, класс, нацию) и связанных более или менее осознанными узами (традицией, родством, экономическими интересами, идейными устремлениями).
О. можно исследовать и как иерархизированную систему закономерностей различного типа (экономических, политических, социальных, духовных), которые складываются и функционируют, не проходя через сознание людей. Так, «узник совести», как правило, не интересуется причинами возникновения совести, она для него, как и для большинства людей, — «загадка мироздания» (И. Кант). Такой подход часто называют институциональным (социальный институт — система устойчивых, постоянно воспроизводящихся связей между людьми, как правило, организационно оформленных). Другие исследователи несколько по-иному формулируют сущность данного аспекта исследования, выделяя в качестве основной единицы исследования сферу общественной жизни.
О. может также изучаться как система общих структур человеческой деятельности, т. е. как совокупность целей, норм, функций, образцов, технологий, принципов, правил.
В истории социально-философской мысли сложились два подхода к пониманию О. Один из них К. Поппер назвал методологическим психологизмом или методологическим индивидуализмом. О. в рамках такого подхода рассматривается как продукт «человеческой природы». Человеческий индивид с его страстями, желаниями оказывается первичным по отношению к О. Жизнь О. определяют человеческие интересы, правильно или неверно понятые, воплощенные в планы, программы. О. в этом случае рассматривается лишь как совокупное человеческое существование: «соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое» (Дж. Милль). Такой подход развивается в работах философов Просвещения в основном в рамках теории общественного договора. Такая теория признает существование досоциальной личности. Во втором случае О. рассматривается как некая целостность, как организм, работа которого не зависит от того, насколько осознаются принципы функционирования его отдельных органов. Такую позицию часто называют холизмом (греч. hobs — целый). Холистическая концепция О. развивалась в рамках эволюционизма Г. Спенсера, идеи холизма присутствуют в теории американского социолога и философа Т. Парсонса. Попытка объединить эти два подхода была предпринята в марксизме, в концепции М. Вебера.
Выходные данные:
- Просмотров: 1645
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 17.01.2011
- Версий: 4 , текущая: 4
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Ссылки сюда
Категории:
Арт-рынок; Информационное право; История государства и права; Криминология; Оперативно-розыскная деятельность; Организация правоохранительной деятельности; Оружие и системы вооружений; Предпринимательское право; Ракетно-космическая техника; Технические науки; Технологии приборостроения; Технология потребительских товаров; Уголовно-исполнительное право; Финансовое право; Экологическое право; Экономика; Экономическая теория; Электронная техника;
Детализирующие понятия:А.С.Пушкин как историк; Абсентеизм; Автомобильный транспорт; Административный процесс; Вид гражданского судопроизводства; Вид исторических источников; Власть народа; Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности; Гражданское общество; Демографическая политика; Идеальный тип; Идеология; Индивидуализм; Индивидуальный автомобильный транспорт; Инженер; Интеллектуальная история; Искусство; Исправление осужденных; Историзм; Историческая концепция; Исторический материализм; История ментальностей; История повседневности; Источники конституционного права Российской Федерации как отрасли права; Классовая борьба; Коммерчески значимая информация; Конституционно-правовые отношения; Конституция; Монтайю; Натурализм; Нигилизм; Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; Потребительская корзина; Потребность; Право; Предмет и метод трудового права, его соотношение с другими отраслями права; Преступность; Причины нарушений режима конфиденциальности информации; Промышленный переворот; Революция; Режим; Сословие; Социальное обеспечение; Товар; Уголовное законодательство; Функция государства; Человек; Эволюционизм; Юрист.