Зарегистрироваться

Христианство

Категории Философия религии | Под редакцией сообщества: Философия

Христианство (от греч. chhsfos — помазанник, мессия, искупитель) — одна из трех мировых религий, представляет собой наиболее полное и последовательное воплощение теизма, учения о едином, личностном Боге, существующем вне мира, Боге — Творце и «хранителе» мира. X. основывается на догмате о бытии всеблагого, всеведущего и всемогущего Бога, единого в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В центре X. — вера в Иисуса Христа как Сына Бога, соединившего в себе совершенного человека с полнотой Божественного бытия. В гармонии телесного (материального) и духовного (идеального) начал в Иисусе свидетельствовалось и осуществлялось первоначальное единство Бога и мира, которое было разрушено в акте грехопадения человека («первородный грех») и восстановлено искупительной жертвой «единородного Сына Божия»: страданием, крестной мукой, смертью около 33 г. н. э. и воскресением Иисуса.

X. наследует от иудаизма идею единого Бога, сотворившего мир в свободном акте воли. Личностное понимание Бога, свойственное библейской традиции, выражено в догматах триединства и боговоплощения. Учение о Троице, выработанное в тринитарных спорах и полемике с арианством, принимается большинством Христианских Церквей. К концу IV в. был зафиксирован весь свод Священного Писания — собрание «богодухновенных» книг ветхозаветного и новозаветного канона. В пространстве культуры впервые стали четко различимы две сферы — веры и разума как духовные горизонты христианского мышления. Учение Христа выходит за пределы этики героизма, свободы от страха и надежды античного человека-олимпийца. Нравственная максима «несения своего креста» ориентировала каждого на принятие страдания в этом мире от неправой власти «князя мира сего» — сатаны и на страдания внутренние, переживания,  свойственные  обостренному самосознанию.

Религиозно-нравственная и философская сущность X. была ясно выражена в посланиях апостола Павла, заложившего основы новой, не известной античности антропологии: человек сотворен по «образу Бога» и получил задание быть «подобием Его». В этом мире человек стремится к своим божественным возможностям, «вверх», но, живя на земле, он неизбежно поддается земным соблазнам, «искусу» и падает «вниз». Так возникает своеобразное раздвоение личности, которое отсутствовало в античности; раздвоение между бездной благодати и бездной погибели, между материальным и идеальным, чувственно-эмоциональным и интуитивно-интеллектуальным, конечным и бесконечным, в конце концов — между жизнью и смертью, «ибо не понимаю, — говорит ап. Павел, — что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Задача человека в силу его причастности к Богу — не просто жить «здесь и теперь», но постоянно преображать себя.

Христианская мысль отличается от античной своей нравственно-мировоззренческой парадигмой. X. основано на принципах геоцентризма (Бог — источник и причина всего), креацинизма (мир создан Богом из ничего), провиденциализма (Бог попечительствует миру), антропоцентризма (человек — господин и повелитель всего, что создано Богом для него). Идеал греческой мысли — созерцательный разум, отсутствие страстей. Философ — бесстрастный наблюдатель мировой драмы. Христианское мироощущение насыщено эмоциями, в Писании сказано: «Горе тому, кто не горяч, не холоден, до тепел». Для христианского сознания циклическое время древних Выпрямляется, превращается в прямую линию, «стрелу», устремленную в будущее. Новая концепция времени наполняет жизнь смыслом, насыщает разум эмоциями. Жизнь приобретает смысл, в ней появляются цель, начало и конец. Начало — сотворение мира, затем — пришествие Христа. Конец — это второе пришествие, Страшный суд, спасение, жизнь вечная. С этой концепцией связано чуждое другим религиям понятие таинства как особого культового действия, вводящего Божественное в человеческую жизнь.

В XVI в. широкое антикатолическое движение в Европе — Реформация — приводит к появлению третьего направления в X. — протестантизма.

Современными философскими версиями католицизма и протестантизма являются, соответственно, неотомизм и диалектическая теология. Социально-политические аспекты человеческого бытия рассматриваются в современной христианской философии персонализма. Православие придерживается традиций святоотеческого богословия.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.