Конкуренция
Конкуренция — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. По методам конкурентной борьбы различают К.: ценовую, неценовую и дискриминационную. По степени К. различают рынки: совершенной (чистой) К. и несовершенной К. Характер конкурентных отношений рассматривается с точки зрения: формирования цены, природы
(характеристик) продукта, особенностей поведения субъектов и их взаимодействия. От характера конкурентных отношений зависит поведение производителей в определении объемов производства и предложения, цен, развитие научно-технического прогресса, а в конечном итоге эффективность производства. Противоположностью чистой К. является монополия (см. Монополия).
К. совершенная (чистая) предполагает отсутствие власти производителя над рынком, т. е. цена устанавливается не производителем, а через соотношение спроса и предложения. Совершенная К. характеризуется: существованием множества продавцов на рынке, свободной динамикой цены под воздействием спроса и предложения, равенством субъектов экономических отношений, свободным доступом в отрасль для новых фирм и свободным выходом из нее, стандартизацией продукта. В современных условиях примером рынка совершенной К. может быть биржа (см. Биржа). К. несовершенная означает некоторую степень господства производителя над рынком. Несовершенная К. включает такие типы рыночных структур, как монополистическая К. и олигополистическая К. (олигополия).
К. монополистическая — форма конкуренции, предполагающая наличие довольно значительного числа продавцов на рынке, которые производят дифференцированную продукцию, а также проводят собственную ценовую политику, невзирая на реакцию конкурентов. Монополистическая конкуренция предполагает, что вступление конкурентов в отрасль достаточно свободное (с некоторыми ограничениями); особое значение приобретает неценовая конкуренция (использование торговых марок, фирменных наименований, конкуренция качества и т. д.); эластичность спроса выше, поскольку на рынке продаются в основном товары-заменители, произведенные другими фирмам (см. Спроса эластичность). В условиях монополистической конкуренции производится более широкий ассортимент товаров, но с более высокими издержками на единицу товара, чем при совершенной конкуренции. Примером отрасли монополистической конкуренции сегодня можно считать производство бытовой техники, одежды, обуви и т. д.
К. ценовая — сбивание цен путем предложения цены на товар более низкой, чем у конкурентов, вплоть до демпинговых цен (т. е, цен ниже себестоимости).
К. неценовая — методы конкурентной борьбы, основанные прежде всего на базе различий в качестве продукции (реклама, торговая марка, стимулирование сбыта и т. д.).
К. недобросовестная (дискриминационная) — любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового общения, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, могущие причинить или уже причинившие убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации (фиксирование цен, бойкот, слияния, взятки, промышленный и экономический шпионаж, распространение ложной информации о конкурентах, сдерживание К. с помощью патентов, переманивания служащих и т. д.). Против этих мер направлены антимонопольная политика и антимонопольное законодательство (см. Антимонопольное законодательство).
Выходные данные:
- Просмотров: 1577
- Комментариев: 0
- Опубликовано: 11.02.2011
- Версий: 6 , текущая: 6
- Статус: экспертная
- Рейтинг: 100.0
Автор:
Петрунин Юрий Юрьевич
- профессор; доктор философских наук
Ссылки отсюда
Детализирующие понятия:
Антимонопольное законодательство; Биржа; Деятельность; Издержки; Монополия; Олигополия; Предложение; Производство; Рынок; Спрос; Товар; Ценовая политика.
Ссылки сюда
Категории:
Арт-рынок; Информационное право; Маркетинг; Предпринимательство в культуре; Финансы, денежное обращение и кредит;
Детализирующие понятия:Аграрные отношения; Антимонопольное законодательство; Бизнес-модель предпринимательской деятельности; Бизнес-хистори; Внешняя среда предпринимательских структур; Возникновение и становление арт-рынка; Государственное регулирование и контроль в сфере предпринимательской деятельности; Гражданско-правовой договор; Доход; Импортозамещение; Информационное благо; История решения проблемы передачи электроэнергии на дальние расстояния; Конкуренция (монополистическая деятельность); Кредит; Маркетинг; Многоканальное финансирование культуры; Монопсония; Общественные блага; Олигополия; Организационная структура предприятия; Правовое регулирование конкуренции и монополии в предпринимательской деятельности; Предпринимательская свобода; Рынок; Рынок труда; Рыночная экономика; Рыночное равновесие; Собственность; Товарная политика; Экономическая система; Экономические школы; Этапы развития предпринимательства в России.